Re: цензії

27.06.2025|Ірина Фотуйма
"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
26.06.2025|Михайло Жайворон
Житомирський текст Петра Білоуса
25.06.2025|Віктор Вербич
Про що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
25.06.2025|Ігор Зіньчук
Бажання вижити
22.06.2025|Володимир Даниленко
Казка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
17.06.2025|Ігор Чорний
Обгорнена сумом смертельним душа моя
13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника
Звичайний читач, який став незвичайним поетом
12.06.2025|Ігор Зіньчук
«Європейський міст» для України
07.06.2025|Ігор Чорний
Сни під час пандемії
03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Каміння не мовчить: контур герменевтики

Літературний дайджест

06.03.2013|06:50|Папмамбук

Лев пришел в библиотеку

Как-то раз в библиотеку пришел лев…

Появление опасного животного в каком-нибудь неожиданном месте, тем или иным образом связанном с детьми, ‒ прием, который нередко встречается в авторских сказках второй половины ХХ века. И читателю этот прием не надоедает, а лишь обостряет его любопытство: что на этот раз? Куда будет развиваться сюжет? Вполне возможно, что своим появлением в библиотеке лев из книги Мишеля Кнудсена обязан каменным львам у дверей какого-нибудь особняка, в котором расположилась реальная библиотека. По крайней мере, художник Кевин Хоукс изобразил таких каменных львов на своей картинке. А «оживший» лев Хоукса выглядит настоящим царем зверей – такой он огромный и могучий!

Марина  АромштамМарина Аромштам

Писатель, журналист, педагог, главный редактор сайта «Папмамбук»

Лев в библиотеке"Лев в библиотеке"

Мишель Кнудсен
Художник Кевин Хоукс
Перевод с английского
С. Степанова
Издательство 
«Поляндрия», 2012

Библиотека кажется местом, мягко говоря, не совсем подходящим для льва. Но его оттуда не выгоняют. Единственное условие, которое ставят льву, – выполнять правила поведения: не шуметь и не бегать. И что самое удивительное, лев готов этим правилам следовать – лишь бы слушать сказки. День за днем он приходит в библиотеку и скоро становится незаменимым помощником заведующей и любимцем детей (впрочем, любимцем детей он становится сразу).

Но однажды льву приходится нарушить правила – чтобы помочь заведующей. Лев, однако, так серьезно относится к принятым на себя обязательствам, что за нарушение правил наказывает сам себя…

Тем не менее, всё кончается хорошо.

В этой очень просто написанной коротенькой истории заключено множество важных смыслов. В ней рассказывается о том, что чтение книги обладает «волшебной силой» – оно способно покорить даже льва. А еще о том, что любому, кто хочет слушать, как читают сказки, можно и нужно приходить в библиотеку. И о том, что библиотека – это такое место, где учат уважать права других: это уважение достигается за счет выполнения простых правил, благодаря которым каждый получает индивидуальное пространство для чтения. А также что правила – только потому правила, что из них должны быть исключения. И любое формальное правило в конкретной ситуации может быть отменено: «буква закона» в некоторых случаях отступает перед требованиями человечности.

Довольно сложная философская мысль, но она подается таким понятным и убедительным способом, что ребенок предшкольного возраста способен ее воспринять.

Это совсем не значит, что книжку нельзя читать более младшим детям. Можно, конечно. Хотя бы потому, что лев, который любит детей, – очень привлекательный образ: большой и сильный становится другом и покровителем маленьких и слабых. Для кого-то (наверняка для кого-то плохого) лев безусловно опасен, а для детей – нет. Это образ, помогающий малышам справляться со страхами, если такие есть (а они почти всегда есть).

Но для ребенка предшкольного возраста (или первоклассника, если он пошел в школу с шести лет) привлекательным окажется не только образ льва, но и сама идея о существовании правил и ситуаций, когда правилами можно и даже нужно пренебречь.

Примерно в пять с половиной лет в жизни детей начинается новый этап: они активно осваивают так называемые игры с правилами: это, в первую очередь, разные спортивные и околоспортивные игры вроде вышибал и футбола. Это игры, в которых каждый игрок действует не сам по себе, а как член команды, и в которых победа достается не одному игроку, а команде. Умение включаться в такие игры психологи рассматривают как показатель готовности к школьному обучению, потому что школьное обучение, в первую очередь, связано с действиями по правилам.

Иллюстрация Кевина Хоукса к книге Мишель Кнудсен «Лев в библиотеке»

Но игры, естественно, – только один из наглядных показателей того, что происходит с ребенком в предшкольный период. А в это время, как уже говорилось, формируется умение добровольно, сознательно подчиняться установленным правилам – не потому, что так сказали делать, а потому что я сознательно принимаю определенные требования.

Научиться этому не так легко, как кажется. Поэтому разговор на тему правил для ребенка очень важен. В частности, и разговор о том, когда правила можно нарушать, а когда их нужно изменять.

В общем, это очень емкий и важный для детей текст. И дети могут читать его самостоятельно, если они уже освоили букварь. Шрифт довольно крупный, сложных предложений немного, зато много диалогов. И очень много картинок.

Картинки, живые и динамичные, – безусловное достоинство книги. И на них очень много человеческих лиц, на которых очень понятно и выразительно читается определенная эмоция. История развивается – меняются выражения лиц. И выражение эмоций на морде у льва. Это усиливает симпатии читателей и заставляет их сильнее сопереживать происходящему.

А еще картинки в этой книге очень полезно посмотреть взрослым. В первую очередь – библиотекарям.

1 Иллюстрация Кевина Хоукса к книге Мишель Кнудсен «Лев в библиотеке»

Потому что Кевин Хоукс изобразил в некотором роде идеальную библиотеку. Чего стоят стеллажи в рост ребенка и места для чтения: различной высоты подиумы, пуфики, напольные ковры (лев в роли пуфика очень органично вписывается в эту среду). На картинках дети читают не только за столом, но и сидя на полу, и лежа на животе; в маленьких группках и по одному. А книги, оставленные детьми, собирают на маленькую тележку и развозят по местам работники библиотеки.

Так что история про льва в библиотеке может сильно продвинуть в понимании некоторых вещей не только маленьких читателей, но и взрослых.

Марина Аромштам



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

26.06.2025|19:06
Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
26.06.2025|14:27
Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва
26.06.2025|07:43
«Антологія американської поезії 1855–1925»
25.06.2025|13:07
V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує фокус-тему та нових учасників
25.06.2025|12:47
Блискучі рішення для життя і роботи: українською побачив світ комікс всесвітньовідомого поведінкового економіста Дена Аріелі
25.06.2025|12:31
«Основи» готують до друку «Стан людини» Ханни Арендт
25.06.2025|11:57
Сьомий Тиждень швейцарського кіно відбувається у липні
25.06.2025|11:51
Видавництво READBERRY перевидало «Чорну раду» Куліша
20.06.2025|10:25
«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі
18.06.2025|19:26
«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем


Партнери