Re: цензії
- 08.12.2025|Василь КузанКрик відчаю
- 02.12.2025|Василь КузанНі краплі лукавства
- 27.11.2025|Василь КузанNobilis sapientia
- 27.11.2025|Віталій ОгієнкоРозсекречені архіви
- 24.11.2025|Наталія Богданець-Білоскаленко, доктор педагогічних наук, професор«Казки навиворіт»: Майстерне переосмислення народної мудрості для сучасної дитини
- 23.11.2025|Ігор ЗіньчукСвітло, як стиль життя
- 21.11.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наукСвітлотіні свободи
- 18.11.2025|Ігор ЧорнийУ мерехтінні зірки Алатир
- 17.11.2025|Ігор ЗіньчукТемні закутки минулого
- 16.11.2025|Ігор ПавлюкЛірика поліської мавки
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Коко Шанель: Дух времени мятежного ХХ века
В студенческие годы я прочитала биографию Ницше и с тех пор дала себе обещание никогда больше не читать жизнеописания своих кумиров (тогда я еще не была знакома с трудами Ясперса).
Я нарушала ее лишь несколько раз и почти всегда об этом жалела. Но не в этот раз. К счастью, не в этот.
Разве могла я устоять? Духами, носящими ее имя я пользуюсь уже тринадцать лет подряд. Это самые длинные отношения в моей жизни (не считая брака). Если бы меня спросили, какие факторы сделали решающее влияние на становление современной женщины, я бы не колеблясь ответила — первая мировая, феминизм, Шанель . Не обязательно в указанном порядке. Она не просто создавала одежду, она изменила лицо эпохи — ее женское лицо. Своими ножницами и иглой она скроила, а затем наметала образ современной женщины — действенной, активной и самостоятельной. Как-будто опредметила абстрактные надежды на возможность подлинной жизни в реальном мире. До этого время — в мужском мире.
Есть что-то неестественное в том, чтобы за несколько дней перелистать страницы чужой жизни. От начала до конца. От рождения к смерти. Это еще одна причина, почему я не люблю биографии. Я читаю их медленно. По несколько страниц в день, чтобы дать возможность их героям жить вместе со мной как можно дольше. Так было и в этот раз. Мы с Мадмуазель сосуществовали почти два месяца. Не так уж и мало, учитывая ее непростой характер. Но зато я имел возможность ежедневно проводить время с наиболее яркими личностями прошлого века: Сержем Лифарем, Игорем Стравинским, Пабло Пикассо, Жаном Кокто, герцогом Виндзорским, Уинстоном Черчиллем и другими. Не самая плохая компания? Согласитесь же?
Другим предостережением относительно жизнеописаний является то, что очень редко случается так, чтобы талант рассказчика был сопоставим с даром его героя. Если честно, почти никогда. Но способен ли обычный человек понять природу поступков гения? Некоего космического героя (в терминологии Гегеля)? Я очень в этом сомневаюсь. Анри Гидель в данном случае — скорее почтительный ученик, который пытается рассказать правду о своем учителе, но сделать это как можно деликатнее, с большим уважением (иногда чрезмерным). Отсюда попытки объяснить, даже оправдать определенные поступки Шанель в глазах читателя, которые на мой вкус несколько отдают фрейдизмом. Что-то вроде: «не потому ли она избрала этого мужчину, что он напоминал ей отца?» и др.
Какой бы величественной не выглядела та или иная историческая фигура, очень важно разглядеть в ней человека. С присущими ей несовершенством и спонтанностью, нелогичностью и непостижимостью. Именно это делает ее интересной и уникальной. Именно это делает ее собой.
Возможно Сартр выразил эту мысль более элегантно: «В человеке существование опережает сущность». Существование Шанель — бесконечный вызов возможному, игра на грани, танец по лезвию бритвы. И мне безразлично, вписывались ли ее поступки в пределы христианской этики, которая умирала в то время в костре первой, а затем второй мировой. Невозможно изменить систему, играя по ее правилам. Только бунтари способны разорвать ткань отмирающего мира, чтобы через образовавшуюся дыру (не всегда эстетическую на вид) хлынуло наконец что-то новое, что так долго содержалось извне.
Шанель, как и многие из ее современников, воплощали в себе Дух времени — Zeitgeist — нового мятежного ХХ века, жестокого, стремительного и почти лишенного романтики. Века физиков, политиков и убийц. Но одновременно — эпохи импрессионистов, экзистенциалистов, постмодернистов и других создателей высокого искусства, отмеченного печатью безнадежности и пессимизма. Шанель удалось объединить в себе этику первых с эстетикой вторых. И именно это, на мой взгляд, позволило ей стать тем, кем он является — единственной и неповторимой Коко Шанель, Iron Lady Высокой Моды.
Если оставить без внимания определенную любовь Анри Гиделя к морализаторству — перед нами добротное, почти научное, исследование. Автор тщательно изучает каждую деталь, каждый жизненный факт, бережно нанизывая его на нить повествования, словно жемчужины с ее любимых шестирядных бус, чтобы в результате создать если не исчерпывающую, то достаточно полную и реалистичную картину жизни великой портнихи. Книга однозначно стоит того, чтобы ее прочли. Она будет интересна не только профессионалам из мира моды, но и широкому читателю.
Что касается качества самой книги, то «Фабула» как всегда на высоте. Не знаю от чего именно я получила больше удовольствия — от чтения или от тактильно-визуального контакта с книгой. Думаю, Шанель, так же как и я, осталась бы довольна сдержанной элегантностью обложки и цветов и матово-золотыми буквами на черном фоне, что складываются в два знакомых всем слова: «Коко Шанель».
Любовь Хашиева
Коментарі
Останні події
- 09.12.2025|14:38Премія імені Юрія Шевельова 2025: Оголошено імена фіналістів та володарки Спецвідзнаки Капітули
- 02.12.2025|10:33Поетичний вечір у Києві: «Цієї ночі сніг упав» і теплі зимові вірші
- 27.11.2025|14:32«Хто навчив тебе так брехати?»: у Луцьку презентують дві книжки про гнів, травму й силу історій
- 24.11.2025|14:50Коли архітектура, дизайн і книги говорять однією мовою: вечір «Мода шаблонів» у TSUM Loft
- 17.11.2025|15:32«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
- 17.11.2025|10:29Для тих, хто живе словом
- 17.11.2025|10:25У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
- 16.11.2025|10:55У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
- 13.11.2025|11:20Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
