Re: цензії

28.04.2025|Ігор Зіньчук
Заборонене кохання
24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій
«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мови
Джерела мови російського тоталітаризму
18.04.2025|Ігор Зіньчук
Роман про бібліотеку, як джерело знань
18.04.2025|Валентина Семеняк, письменниця
За кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
12.04.2025|Андрій Содомора
І ритмів суголосся, й ран...
06.04.2025|Валентина Семеняк
Читаю «Фрактали» і… приміряю до себе
05.04.2025|Світлана Бреславська, Івано-Франківськ
«Ненаситність» Віткація
30.03.2025|Ігор Чорний
Лікарі й шарлатани
Пісня завдовжки у чотири сотні сторінок

Літературний дайджест

01.12.2009|18:15|lenta.ru

Нелинейный гений

Умер сербский писатель Милорад Павич.

В целом могу сказать, что я при жизни получил то, что многие писатели получают только после смерти.
Милорад Павич

На 81 году жизни в Белграде умер Милорад Павич - изобретатель нелинейной прозы и автор знаменитого "Хазарского словаря", открывший миру сербскую литературу. Он хотел, чтобы книги перестали печатать на бумаге, и называл свои романы домом, в который можно войти с разных сторон. Он до конца жизни сохранял уверенность в том, что будущее стабильно, и обрел эту стабильность в смерти.
Милорад Павич родился 15 октября 1929 года в Белграде - как он писал в своей автобиографии, "на берегу одной из четырех райских рек в 8 часов 30 минут утра под знаком Весов". Его отец был скульптором и происходил из интеллигентной семьи, мать преподавала философию и была знатоком сербского фольклора. Писать Павич начал с раннего возраста и всегда считал литературу своим родовым призванием - среди его родственников и предков по линии отца были писатели, и Павич в своих интервью воздавал им должное.

Детство Павича пришлось на немецкую оккупацию. Пережив две бомбардировки Белграда, при которых погибли 25 тысяч человек, писатель однажды чуть не погиб от рук немецких солдат: его остановил патруль, но кроме ученического билета никаких документов у 15-летнего Павича не было. Лишь благодаря усилиям отца, который немного знал немецкий и сумел объясниться с солдатами, Павича не расстреляли. Впоследствии, в 1999-м, писателю пришлось пережить третью в его жизни бомбардировку - эти впечатления нашли отражение в его романе "Звездная мантия".

В 1953 году Павич закончил философский факультет Белградского университета, а затем получил докторскую степень в Загребском университете. Несмотря на то, что Павич не оставлял сочинительства, по роду деятельности он оставался ученым, литературоведом, журналистом, переводчиком и преподавателем - кем угодно, но не писателем. Так было до 1973 года, когда в Югославии была опубликована его первая книга - сборник рассказов "Железный занавес". Впрочем, даже после этого Павич, как он скажет позже, был "самым нечитаемым писателем своей страны".

В мировую литературу Павич вошел благодаря роману "Хазарский словарь", вышедшему в 1984 году. Этот роман, первый для писателя, стал европейским отражением магического реализма, гипертекстовой фантазией на тему Борхеса. Устроенный так, чтобы каждый был волен читать его по-своему, роман без начала и конца получился идеальным воплощением того, что предвосхитил Борхес в своем "Саде расходящихся тропок". Критики, не ожидавшие появления столь сильного автора в том месте, где, казалось, не существовало литературной традиции, восторженно приняли роман, назвав его первым образцом нелинейной прозы, а самого Павича - первым писателем XXI века.

Книги, опубликованные после "Хазарского словаря", не имели такого успеха, но и писателем одного романа Павич не стал. Постмодернистские эксперименты успешно продолжились в романе-клепсидре ("Повесть о Геро и Леандре"), романе-кроссворде ("Пейзаж, нарисованный чаем") и романе-гадании по картам Таро ("Последняя любовь в Константинополе"). В конце концов Павич обратил свой творческий опыт в ультимативную литературную форму - "Уникальный роман", детектив с сотней концовок, предлагающий читателю максимальное участие в виде пустых страниц, на которых каждый может дописать свой финал.

Сербский классик, по его собственному признанию боявшийся надоесть читателю, сумел покорить читателя, сделав его соавтором своих произведений. Эксперименты с интерактивностью, персонажи и места, то и дело меняющие агрегатное состояние, расходящиеся сюжетные линии - в своих произведениях Павич смешивал сон с явью, не старался делать между ними различий и в этом остался непревзойден. Лучшую эпитафию Павич оставил самому себе в послесловии "Железного занавеса".

"На той линии, которой мне предстояло лететь домой, самолеты падают довольно часто, поэтому я постарался уберечь от возможной катастрофы хотя бы свои рукописи. Закончив рассказ, я тут же запечатывал его в конверт и посылал самому себе почтой на свой постоянный белградский адрес. Теперь, когда я снова дома и готовлю эти "письма" к печати, я не вполне уверен в том, что тот, кто их посылал, идентичен тому, кто их издает. Может, мой самолет все же упал?"

На самом деле его самолет просто скрылся за облаками.

Алексей Каданер



Додаткові матеріали

30.11.2009|18:29|Події
Помер Мілорад Павич
Смерть — это однофамилец сна
коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

02.05.2025|13:48
В’ятрович розкаже, як перемогли «велику вітчизняну» в Україні
01.05.2025|16:51
V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує старт продажу квитків та імена перших учасників
01.05.2025|10:38
В Ужгороді презентували «гуцул-фентезі» Олександра Гавроша
30.04.2025|09:36
Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата


Партнери