
Re: цензії
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
- 16.07.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаПравда про УПА в підлітковому романі Галини Пагутяк
- 10.07.2025|Дана Пінчевська"Щасливі ті люди, природа яких узгоджується з їхнім родом занять"
- 10.07.2025|Володимир СердюкАнтивоєнна сатира Володимира Даниленка «Та, що тримає небо»
Видавничі новинки
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Аталанта"Проза | Буквоїд
- Вероніка Чекалюк. «Діамантова змійка»Проза | Буквоїд
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Умереть со смеху
Испанский писатель Эдуардо Мендоса глумится над детективным жанром, но не может отказаться от его законов.
Эдуардо Мендоса. Тайна заколдованной крипты. М.: Corpus, 2010.
Новый роман испанца Эдуардо Мендосы («Город чудес», «Удивительное путешествие Помпония Флата») написан в не вполне привычном для российского читателя жанре пародийного детектива. Так уж сложилось, что на нашей почве литературная пародия вообще приживается неважно. То ли сиюминутность тому виной, то ли вторичность, то ли вообще несоответствие традиционному русскому размаху: если уж книга, то о Жизни, а не какие-то бездуховные хиханьки. В этом смысле «Тайна заколдованной крипты» для знакомства с пародийным жанром — образец вполне удачный. Хотя бы потому, что отсылает к универсальному читательскому опыту: сложно представить человека, который никогда в жизни не читал детективов.
Итак, из школы при монастыре загадочным образом исчезают девочки. Не в массовых, конечно, количествах, но даже одной пропажи в несколько лет достаточно, чтобы безвозвратно испортить репутацию учебного заведения. Исчезнув, через некоторое время они не менее загадочным образом возвращаются. Целые и невредимые, но совершенно не способные рассказать, где были. Монахини в панике, полиция в тупике. Единственный выход — обратиться к опытному сыщику, который поможет разобраться в этом запутанном деле. Словом, всё как в настоящем детективе. Только в роли опытного сыщика… пациент психиатрической клиники, определённо напоминающий чудаковатого, забавного, а порой и весьма гадкого героя сериала «Мистер Бин».
Главным предметом пародии, впрочем, становится даже не герой, а сам детективный формат. Поиск улик превращается в череду нелепейших действий, допрос причастных к делу лиц — в невероятные диалоги обо всём на свете, кроме самого важного, а неожиданные сюжетные повороты и впрямь невозможно предсказать, если исходить из обычной логики. Здесь есть и автомобильные погони, и поиск свидетелей, и покушения на убийства, и неожиданные романтические чувства, и скрытые психологические мотивы — только всё это доведено до полнейшего, умопомрачительного абсурда.
Впрочем, роман Эдуардо Мендосы — это не тот случай, когда пародия пишется исключительно ради пародии. Он не лишён увлекательности и в общем-то вполне оправдывает ожидания читателя, желающего, помимо прочего, узнать, что же всё-таки произошло с девочками. Видимо, где-то здесь и кроется причина, по которой литературным пародиям так и не удаётся закрепиться в списке читательских предпочтений: как бы ни потешался Мендоса над законами жанра, для того чтобы закончить своё повествование и удержать интерес читателя, он обязан за них держаться. Как бы ни глумился он над манерой детективщиков, он всё равно вынужден воспользоваться их опытом и мастерством. Каким бы нелепым ни выглядел его герой, он всё равно должен каноническим образом привести расследование к разгадке.
Возможно, именно поэтому «Тайна заколдованной крипты» производит несколько двойственное впечатление. Это одновременно и детектив, и пародия на него. И в том, и в другом смысле Эдуардо Мендоса вполне справляется с поставленной задачей. Хотя вопрос «Над кем смеётесь?» в данном случае оказывается как нельзя более уместен. В самом деле, над кем, собственно?
Татьяна Трофимова
Коментарі
Останні події
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025
- 25.08.2025|17:49У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
- 25.08.2025|17:39Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025
- 23.08.2025|18:25В Закарпатті нагородили переможців VIІ Всеукраїнського конкурсу малої прози імені Івана Чендея
- 20.08.2025|19:33«А-ба-ба-га-ла-ма-га» видало нову книжку про закарпатського розбійника Пинтю
- 19.08.2025|13:29Нонфікшн «Жінки Свободи»: героїні визвольного руху України XX століття крізь погляд сучасної військової та історикині
- 18.08.2025|19:27Презентація поетичної збірки Ірини Нови «200 грамів віршів» у Львові
- 18.08.2025|19:05У Львові вперше відбувся новий книжковий фестиваль BestsellerFest
- 18.08.2025|18:56Видавнича майстерня YAR випустила книгу лауреата Малої Шевченківської премії Олеся Ульяненка «Хрест на Сатурні»
- 18.08.2025|18:51На Закарпатті відбудеться «Чендей-фест 2025»