
Re: цензії
- 14.05.2025|Валентина Семеняк, письменницяМіцний сплав зримої краси строф
- 07.05.2025|Оксана ЛозоваТе, що «струною зачіпає за живе»
- 07.05.2025|Віктор ВербичЗбиткування над віршами: тандем поета й художниці
- 07.05.2025|Ігор ЧорнийЖиття на картку
- 28.04.2025|Ігор ЗіньчукЗаборонене кохання
- 24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
- 21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мовиДжерела мови російського тоталітаризму
- 18.04.2025|Ігор ЗіньчукРоман про бібліотеку, як джерело знань
- 18.04.2025|Валентина Семеняк, письменницяЗа кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
- 12.04.2025|Андрій СодомораІ ритмів суголосся, й ран...
Видавничі новинки
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
- Тетяна Трощинська. «Любов не минає. Щоденник мами, що втратила сина»Проза | Буквоїд
- Петро Панч. «Голубі ешелони»Проза | Буквоїд
- Олександр Клименко. "Метапрозорість"Книги | Буквоїд
- Семенова Юлія. "Well Done"Книги | Буквоїд
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка». 7+Дитяча книга | Буквоїд
- Мистецтво творення іміджу.Книги | Дарина Грабова
Літературний дайджест
Детектив без правил
По-русски вышел второй роман от создателя легендарной «Девушки с татуировкой дракона» — книги, мировой тираж которой вплотную приближается к «Коду да Винчи».
Стиг Ларссон. Девушка, которая играла с огнём. М.: Эксмо, 2010.
Миллионные тиражи, права на экранизации, перевод на сорок языков мира, первое место в списке бестселлеров за минувший год... Европа сходит с ума. Издания пишут о неожиданном феномене доселе неизвестного писателя. Конечно, после не менее шумного явления какого-нибудь Дэна Брауна любой из вышеперечисленных фактов вызывает невольный скепсис. Однако детективы Стига Ларссона — тот редкий случай, когда саркастически ухмыляться и многозначительно мычать «Ну дааааа, всё понятно…» как-то не тянет.
О шведе Ларссоне известно не так уж много. Журналист, главный редактор антифашистского журнала, участник политических акций. Серия «Миллениум» — первый его литературный опыт, который он предложил на суд издательства Norstedts в 2004 году. В результате издатели заключили с Ларссоном контракт сразу на три написанные к тому моменту книги. Всего по замыслу автора цикл должен был включать 10 романов, однако 9 ноября 2004 года Стиг Ларссон внезапно умер в возрасте 50 лет от инфаркта, написав немногим более ста страниц четвёртой книги. Есть, правда, и более романтическая версия: писатель и журналист-правозащитник стал жертвой заказного убийства.
Как бы кощунственно это ни звучало, ранняя и загадочная смерть Ларссона сыграла не последнюю роль в ажиотаже вокруг его романов: из сферы пиара и маркетинга разговор о них сразу переместился в плоскость конструктивной оценки феномена безотносительно личности его создателя. Хотя, по правде говоря, издатели до сих пор не в состоянии объяснить себе и друг другу, почему именно детективы Ларссона обрели такую ураганную популярность по всему миру.
После триумфального успеха первой части, романа «Девушка с татуировкой дракона» (в оригинале «Мужчины, которые ненавидят женщин»), по-русски вышла и вторая часть цикла — «Девушка, которая играла с огнём». Герои обеих книг — журналист Микаэль Блумквист, занимающийся экономическими расследованиями в журнале «Миллениум», и девушка-хакер Лисбет Саландер — весьма странная, асоциальная и замкнутая особа, официально недееспособная и (на момент второй книги) безработная, но при этом обладательница многомиллионного состояния, добытого не вполне честным путём. Колоритнейшая пара.
Собственно, это первое, что отличает детективы Стига Ларссона от любого образца жанра. Здесь нет героев и злодеев. Вернее, злодеи, конечно, есть. А вот герои, наряду с живостью ума и человеческим обаянием, — и это нельзя не отметить с первых же страниц — обладают весьма подвижным моральным обликом. Особенно Саландер, которая, например, не видит проблемы в том, чтобы вести совершенно беспорядочный образ жизни, залезать в чужие компьютеры, красть деньги с чужих счетов, игнорировать правила хорошего тона и смело решать спорные вопросы силой. Это герои, живущие в собственной системе координат, по собственным, порой достаточно спорным, правилам. Герои, которые в своих человеческих проявлениях абсолютно понятны и убедительны, но при этом обладают «встроенной» способностью удивлять нас на каждой странице.
О собственно детективной интриге с равномерно распределёнными по ходу сюжета трупами говорить очень трудно. Первые 200 страниц Ларссон предпочитает посвятить чему угодно, только не завязке интриги. Так, в начале второй книги Лисбет Саландер уже несколько месяцев пребывает за границей, периодически переезжая с места на место, читает книгу по математике, ищет доказательство теоремы Ферма и присматривается к странной супружеской паре из соседнего номера, у которой явно не всё в порядке в отношениях. Микаэль Блумквист тем временем редко появляется в редакции и ведёт праздный образ жизни. Журнал «Миллениум» переживает пору расцвета и заключает договор с журналистом Дагом Свенссоном на серию статей о поставке секс-рабынь в Швецию. Подруга Дага Миа Бергман готовится защитить на ту же тему докторскую диссертацию. Этот факт уже, правда, имеет прямое отношение к сути собственно детектива — оба будут убиты, и обвинение неожиданно падёт на Лисбет Саландер. К расследованию подключится Блумквист — хочется сказать, убеждённый в её невиновности, однако это будет неправдой. В глубине души Блумквист, конечно, надеется, что Саландер не убивала его друзей, однако понимает, что она на это вполне способна.
Стиг Ларссон — писатель, который как никто другой умеет держать паузу, если, конечно, считать таковой нарочитое отсутствие резких телодвижений и ярких озарений: его герои за пару сотен страниц могут вовсе не продвинуться в расследовании дела, курсируя между равно тупиковыми версиями. Канонические законы детектива будто не для Ларссона писаны: за 200 страниц до финала он невзначай выбалтывает читателю, кто же убил и как было дело, в то время как герои продолжают блуждать во мраке неведения. Но — и это самое удивительное! — риск того, что даже после такого откровенного попрания святых детективных традиций читатель отложит книгу в сторону, стремится к нулю.
Вопросы занимательности, динамичности и непредсказуемости интриги Ларссона, похоже, вовсе не беспокоят. Он ведёт своё повествование подчёркнуто неспешно, охотно углубляясь в совершенно не обязательные предметы и характеры, прорисовывая взаимоотношения и с удовольствием набрасывая второстепенные сюжетные линии. Его детективы гораздо в меньшей степени устремлены к разгадке, куда больше его интересует сам процесс. Или же его отсутствие. И всё же, не впадая в грех спойлерства, можно со всей определённостью утверждать: мало какую книгу когда-либо ожидали так отчаянно, как будут ждать перевода третьей части российские поклонники Стига Ларссона. А уж о судьбе ста страниц недописанной четвёртой и подумать страшно.
Татьяна Трофимова
Додаткові матеріали
- Названо найпопулярнішого європейського письменника
- Топ-10 січня від Ozon.ru
- У Великобританії оголосили список книжок, які найчастіше купують на Різдво
- Топ-10 грудня від Ozon.ru
Коментарі
Останні події
- 14.05.2025|19:0212-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
- 14.05.2025|10:35Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
- 14.05.2025|10:29У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»
- 14.05.2025|10:05Оливки у борщі, риба зі щавлем та водка на бузку: у Луцьку обговорювали і куштували їжу часів Гетьманщини
- 14.05.2025|09:57«Основи» видають першу повну збірку фотографій з однойменної мистецької серії Саші Курмаза
- 09.05.2025|12:40У Києві презентують поетичну збірку Сергія «Колоса» Мартинюка «Політика памʼяті»
- 09.05.2025|12:34Вірші Грицька Чубая у виконанні акторів Львівського театру імені Франца Кафки
- 07.05.2025|11:45Meridian Czernowitz видає першу поетичну книжку Юлії Паєвської (Тайри) – «Наживо»
- 07.05.2025|11:42Місця та біографії, які руйнує Росія. У Києві презентують книжку «Контурні карти пам’яті»
- 07.05.2025|11:38У Києві відбудеться презентація книги «Усе на три літери» журналіста й військовослужбовця Дмитра Крапивенка