
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Живи один
Подлинная история неженатых людей, написанная на французский манер
Жан-Клод Болонь. История безбрачия и холостяков. М.: НЛО, 2010.
Люди, выбиравшие безбрачие в древнем мире, осуждались на изгнание из общества. С этого тезиса начинает свою новую книгу (французское издание вышло в свет три года назад) известный бельгийский историк Жан-Клод Болонь. Отцовство в человеческой культуре всегда было чем-то большим, чем простая передача своих генов следующему поколению, примитивное биологическое размножение. В основе обязательного брака лежала древнейшая из религий — культ предков. Если вы не оставили после себя сына, никто из живущих на земле просто не воздаст вам почестей. Следовательно, всякий, кто живёт вне брака, будет проклят. Незаконнорождённые отпрыски погоды не делали, поскольку самим фактом своего существования вызывали гнев богов.
Так что первые холостяки, пишет Болонь, — это отшельники, ненормальные или святые. Безбрачие гораздо в большей степени есть феномен культуры, чем сам брак. Самым известным холостяком в истории был Иисус Христос. Он же открыл институт духовного отцовства. Чтобы обрести ребёнка, вовсе не обязательно иметь связь со смертной женщиной. Вместо этого можно стремиться к истине и увлекать за собой малых сих.
Иногда соответствующие системы ценностей — брака как нормы и безбрачия как святости — входили в прямое противоречие. Так, рассказывает Болонь, один раввин, учивший людей жить в браке, выполняя божественные заповеди, и проклинавший холостяков, так и не вернулся к своей невесте, оставленной им в доме отца на годы ученичества. Он был слишком занят изучением Торы. И как тут не вспомнить известное выражение «невеста Христова», синонимичное слову «монахиня»?
Это один полюс безбрачия — аскеза. На другом находятся современные холостяки, исповедующие совершенно иные ценности. Для них (или лучше сказать — для нас?) безбрачие становится прочной основой просвещённого гедонизма, рациональной моделью существования, предполагающей независимость, стремление к новым культурными и интеллектуальным удовольствиям. Холостячество, как и всякий образ жизни в современном мире, стремительно коммерциализируется: порции продуктов уменьшаются, появляются кинотеатры, куда удобнее ходить в одиночестве, и поезда с индивидуальными креслами. На фоне увеличения среднего возраста вступления в брак, роста числа разводов и временных гражданских браков именно безбрачие становится нормой. Об этом Болонь пишет в последних главах своей книги.
Эта причудливая диалектика безбрачия в истории западной цивилизации, переход от аскезы к гедонизму, опосредована, впрочем, общей идеей. Как в античности, так и в современном мире холостяцкая жизнь зачастую ассоциировалась с бунтом. В сущности, преступить через это фундаментальное правило — «не должно человеку быть одному» — означает отважиться на самую радикальную внутреннюю революцию. Вы отказываетесь от убежища, от постели, нагретой для вас другим, от продолжения рода. Вы вычёркиваете себя из будущего.
Ради чего всё это? Чтобы, подобно членам сообщества childfree в российской блогосфере, спокойно наслаждаться своим круассаном в недорогой кофейне? Чем вообще является та свобода, ради которой нам, обречённым модой на бунт, следует отказаться от брака?
Бунт, ставший нормой, быстро приедается. Все мы помним о судьбе поколения хиппи — нет ничего более скучного, чем состарившиеся дети-цветы. Присмотримся повнимательнее: может быть, именно семейная жизнь и является в современном мире той перчаткой, которую каждый из нас может бросить обществу? В конце концов что может быть сегодня более вызывающим, чем всю жизнь любить свою жену?
Кирилл Мартынов
Коментарі
Останні події
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025
- 25.08.2025|17:49У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
- 25.08.2025|17:39Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025