
Re: цензії
- 15.05.2025|Ігор ЧорнийПірнути в добу романтизму
- 14.05.2025|Валентина Семеняк, письменницяМіцний сплав зримої краси строф
- 07.05.2025|Оксана ЛозоваТе, що «струною зачіпає за живе»
- 07.05.2025|Віктор ВербичЗбиткування над віршами: тандем поета й художниці
- 07.05.2025|Ігор ЧорнийЖиття на картку
- 28.04.2025|Ігор ЗіньчукЗаборонене кохання
- 24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
- 21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мовиДжерела мови російського тоталітаризму
- 18.04.2025|Ігор ЗіньчукРоман про бібліотеку, як джерело знань
- 18.04.2025|Валентина Семеняк, письменницяЗа кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
Видавничі новинки
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
- Тетяна Трощинська. «Любов не минає. Щоденник мами, що втратила сина»Проза | Буквоїд
- Петро Панч. «Голубі ешелони»Проза | Буквоїд
- Олександр Клименко. "Метапрозорість"Книги | Буквоїд
- Семенова Юлія. "Well Done"Книги | Буквоїд
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка». 7+Дитяча книга | Буквоїд
- Мистецтво творення іміджу.Книги | Дарина Грабова
Літературний дайджест
Контрабандой из иномирья
В сборнике малой прозы Марии Галиной сквозь бетон повседневности просвечивают зыбкие контуры другой реальности.
Мария Галина. Красные волки, красные гуси. М.: Эксмо, 2010.
В новый сборник Марии Галиной, финалиста прошлогодней «Большой книги» (и одного из экспертов «Большой книги» нынешней), вошла дюжина рассказов, написанных за последние десять лет. Рассказов очень непохожих — бытовых, юмористических, фантастических... Причём перед нами отнюдь не отчёт за декаду: за это время Галина написала гораздо больше, хватило бы ещё не на один том. Так чем же обусловлен именно такой выбор? Слово, которое очень ловко объединяет эти тексты, приводит в послесловии московский поэт и литературный критик Данила Давыдов, и слово это — инобытие, иная форма существования.
Почти во всех повестях и рассказах Галиной (да и в самом известном её романе «Малая Глуша») мы видим контуры инобытия, просвечивающие сквозь бетонные надолбы повседневного быта. Хорошо знакомый нам мир, где представитель победившего пролетариата грезит о звёздах, мечтая выучиться на астронома и встретить марсиан («В плавнях»), а типы в чёрных кожанках без стука вламываются в квартиры инженеров и легендарных комдивов («Красные волки, красные гуси»), плавно перетекает в другую, изнаночную вселенную, населённую зелёными людьми, русалками, оборотнями и демоническими хранителями сокровищ. Герои Галиной так и застыли на границе миров, безуспешно пытаясь разобраться в себе и сделать выбор между «здесь» и «там».
Именно момент перехода из формы в форму, похоже, волнует писательницу острее всего. Из иномирья можно занести в нашу вселенную нечто страшное, совершенно для неё не предназначенное. Так происходит в изящной новелле «Контрабандисты», построенной на перекличках с Багрицким («По рыбам, по звёздам проносит шаланду...») и Бабелем. В то же время вера, что по другую сторону бытия всё-таки что-то есть, способна принести утешение скорбящим, как в рассказе «Сержант Её Величества», главный герой которого — Редьярд Киплинг. Однако самое символичное произведение из этого ряда — это, безусловно, «Заплывая за буйки». Беспомощный демиург, одарённый способностью менять реальность, не в состоянии обуздать и направить свой дар, и его собственные порождения убивают создателя — финал весьма печальный и поучительный. Разве что ничьи грехи он своей смертью не искупает...
Раз за разом Галина повторяет: увидев однажды это слияние миров, от него уже не отвернёшься, не закроешь глаза. Можно с головой закопаться в текущие заботы, но потустороннее проникнет в тебя спорами растения-убийцы, окликнет голосом нерождённой дочери, исподтишка просочится в щели любой крепости, которую ты вокруг себя возведёшь, сколько ни тверди «всё в порядке, всё хорошо» (не случайно именно этой фразой заканчиваются два текста сборника).
Писательница не то чтобы пугает, скорее осторожно предостерегает: контрабанда из иномирья — занятие соблазнительное, но опасное. Ну что ж, как говорили древние римляне, кто предупреждён, тот вооружён. Правда, им самим это правило не шибко помогло.
Василий Владимирский
Коментарі
Останні події
- 15.05.2025|10:47Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
- 14.05.2025|19:0212-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
- 14.05.2025|10:35Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
- 14.05.2025|10:29У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»
- 14.05.2025|10:05Оливки у борщі, риба зі щавлем та водка на бузку: у Луцьку обговорювали і куштували їжу часів Гетьманщини
- 14.05.2025|09:57«Основи» видають першу повну збірку фотографій з однойменної мистецької серії Саші Курмаза
- 09.05.2025|12:40У Києві презентують поетичну збірку Сергія «Колоса» Мартинюка «Політика памʼяті»
- 09.05.2025|12:34Вірші Грицька Чубая у виконанні акторів Львівського театру імені Франца Кафки
- 07.05.2025|11:45Meridian Czernowitz видає першу поетичну книжку Юлії Паєвської (Тайри) – «Наживо»
- 07.05.2025|11:42Місця та біографії, які руйнує Росія. У Києві презентують книжку «Контурні карти пам’яті»