Re: цензії

15.05.2025|Ігор Чорний
Пірнути в добу романтизму
14.05.2025|Валентина Семеняк, письменниця
Міцний сплав зримої краси строф
07.05.2025|Оксана Лозова
Те, що «струною зачіпає за живе»
07.05.2025|Віктор Вербич
Збиткування над віршами: тандем поета й художниці
07.05.2025|Ігор Чорний
Життя на картку
28.04.2025|Ігор Зіньчук
Заборонене кохання
24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій
«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мови
Джерела мови російського тоталітаризму
18.04.2025|Ігор Зіньчук
Роман про бібліотеку, як джерело знань
18.04.2025|Валентина Семеняк, письменниця
За кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів

Літературний дайджест

Нормальный пацан с этнографической точки зрения

Различные редакции кодекса пацанской чести, особенности молодёжного хулиганства в эпоху оттепели, подробная история уличных войн в Улан-Удэ и различные течения внутри движения скинхедов — в сборнике Института этнологии и антропологии.

Молодёжные уличные группировки: введение в проблематику. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2010.

Едва ли не первую попытку осмысления такого феномена, как гопники, предпринял в своё время Майк Науменко. В песне, посвящённой представителям этой субкультурной группы, он достаточно точно перечислил те признаки, по которым их можно безошибочно распознать в толпе. Так, им были выделены особый гопнический дресс-код (цветная рубашка, красные носки, сумка с надписью «AC/DC», из чёрной резины грязные сапоги), система специфических музыкальных пристрастий (heavy metal, плавно переходящий в «Арабески» и «Оттован»), нормы речевого этикета (гопник не может связать двух слов, не ввязав между ними ноту ля) и так далее.

Спустя почти четверть века феномен гопничества обрёл наконец нового певца. Мы имеем в виду не рэпера Сяву, а такого коллективного рапсода, как Институт этнологии и антропологии Российской академии наук. Именно он в начале этого года выпустил сборник «Молодёжные уличные группировки: введение в проблематику». В отличие от Майка Науменко, авторы данного исследования не стали ограничивать себя отдельно взятой субкультурой. Они попытались охарактеризовать структуру, состав и региональное своеобразие самых разных уличных группировок, существовавших (и продолжающих существовать) на территории советского и постсоветского пространства.

В статьях, вошедших в сборник, настойчиво проводится мысль, что все молодёжные уличные группировки, независимо от того, каких норм они придерживаются в повседневной жизни, занимаются, по сути дела, лишь двумя вещами. Во-первых, охраной территории, которую они считают своей (это может быть не только двор или улица, но и целый город, как, например, в случае с люберами), а во-вторых, конструированием брутальной маскулинности, позволяющей продемонстрировать миру свою социальную полноценность.

Именно второй параметр является, пожалуй, наиболее динамичным, поскольку признаки настоящей мужественности, производимые представителями молодёжных уличных группировок, всегда зависят от колебаний моды и смены господствующих в обществе установок. Сегодняшний гопник, например, уже не будет слушать евродиско начала 80-х годов, так как наступившая чуть позже тотальная криминализация предложила ему совсем другой плей-лист (Иван Кучин, «Бутырка», Михаил Круг и т.д.).

Столь же подвижна и такая категория, как самоназвания, принятые в уличных группировках. В частности, согласно той информации, что содержится в сборнике, сами пацаны — чёткие, реальные, конкретные, ровные, здравые и прочие — гопниками себя сейчас не называют: это слово знают разве что наиболее продвинутые из них (те, кто читает прессу и ориентируется в интернете).

Если говорить о конкретных темах, получивших освещение на страницах книги, то они, безусловно, интригуют новизной и экзотичностью материала. Это, например, и соотношение различных редакций кодекса пацанской чести, и особенности молодёжного хулиганства в эпоху оттепели, и подробная история уличных войн в Улан-Удэ, и различные течения и «фракции» внутри движения скинхедов.

В качестве приложения сборник содержит несколько этнографических портретов, написанных на основе глубинных интервью с участниками московских, ижевских, ульяновских и одесских уличных группировок. Сразу же отметим, что предпочтение глубинного интервью всем другим методам исследования, характерное для сборника в целом, препятствует адекватным выводам и обобщениям. Стремление полагаться только на опросы респондентов столь же безответственно, как и желание написать правдивую книгу о «Единой России», опираясь исключительно на интервью с её лидерами.

Тем не менее сборник «Молодёжные уличные группировки» с огромным интересом и пользой прочитают все ботаники и лохи. Сами гопники вряд ли снизойдут до знакомства с посвящённой им монографией. Они по-прежнему заняты тем, что мешают нам жить.

Алексей Коровашко  



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

15.05.2025|10:47
Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
14.05.2025|19:02
12-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
14.05.2025|10:35
Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
14.05.2025|10:29
У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»
14.05.2025|10:05
Оливки у борщі, риба зі щавлем та водка на бузку: у Луцьку обговорювали і куштували їжу часів Гетьманщини
14.05.2025|09:57
«Основи» видають першу повну збірку фотографій з однойменної мистецької серії Саші Курмаза
09.05.2025|12:40
У Києві презентують поетичну збірку Сергія «Колоса» Мартинюка «Політика памʼяті»
09.05.2025|12:34
Вірші Грицька Чубая у виконанні акторів Львівського театру імені Франца Кафки
07.05.2025|11:45
Meridian Czernowitz видає першу поетичну книжку Юлії Паєвської (Тайри) – «Наживо»
07.05.2025|11:42
Місця та біографії, які руйнує Росія. У Києві презентують книжку «Контурні карти пам’яті»


Партнери