
Re: цензії
- 15.05.2025|Ігор ЧорнийПірнути в добу романтизму
- 14.05.2025|Валентина Семеняк, письменницяМіцний сплав зримої краси строф
- 07.05.2025|Оксана ЛозоваТе, що «струною зачіпає за живе»
- 07.05.2025|Віктор ВербичЗбиткування над віршами: тандем поета й художниці
- 07.05.2025|Ігор ЧорнийЖиття на картку
- 28.04.2025|Ігор ЗіньчукЗаборонене кохання
- 24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
- 21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мовиДжерела мови російського тоталітаризму
- 18.04.2025|Ігор ЗіньчукРоман про бібліотеку, як джерело знань
- 18.04.2025|Валентина Семеняк, письменницяЗа кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
Видавничі новинки
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
- Тетяна Трощинська. «Любов не минає. Щоденник мами, що втратила сина»Проза | Буквоїд
- Петро Панч. «Голубі ешелони»Проза | Буквоїд
- Олександр Клименко. "Метапрозорість"Книги | Буквоїд
- Семенова Юлія. "Well Done"Книги | Буквоїд
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка». 7+Дитяча книга | Буквоїд
- Мистецтво творення іміджу.Книги | Дарина Грабова
Літературний дайджест
Сказки настоящего времени
Литовский писатель-художник Каспаравичюс не боится продолжать традиции городской сказки Андерсена.
Кястутис Каспаравичюс. Глупые истории. Пер. с литовского Александры Васильковой. М.: Мир Детства Медиа, 2010.
Городские детские сказки писать трудно. Это, конечно, не новость со времён появления этого жанра, то есть со времён Андерсена (романтик Гофман, напомним, ориентировался отнюдь не на детей). Но современным авторам приходится преодолевать трудности, которые не снились не только датскому чудаку, но и авторам, действовавшим всего-то одно-два поколения назад. Когда Андерсен сочинял истории про калоши и глиняный горшочек или про оловянного солдатика и фарфоровую балерину, он мог быть вполне уверен, что современным ему детям эти предметы так же милы и хорошо знакомы, как были они знакомы и самому мальчику Хансу Кристиану. И Виктор Драгунский, когда писал рассказы (причём не сказочные, а весьма реалистичные) для и про своего сына, тоже был уверен, что газировка за две копейки и трамвай за три останутся для Дениски такими же незыблемыми ориентирами, каким были они в его собственном детстве. Или отрочестве, впечатлениями которого и кормятся детские писатели.
А у современных авторов такой уверенности и близко нет. Точнее, есть уверенность в обратном: материальный мир их детства имеет мало общего с материальным миром тех, для кого они пишут. Он меняется слишком быстро. Начинять же свои истории сотовыми телефонами и игровыми приставками соблазнительно, но опасно. Во-первых, на эти предметы ещё не «наросла эстетика», они ещё не успели обкататься на языке. Во-вторых, что более существенно, — почти наверняка к тому моменту, когда задумываемая книга доберётся до конечного читателя (то есть в лучшем случае через года полтора-два), они, скорее всего также устареют… Возможны два выхода: или создавать заведомо параллельную магическую реальность (отсюда такой небывалый расцвет жанра фэнтези), или стараться ограничиваться кругом реалий, у которых есть шанс не выйти из употребления ближайшие несколько лет.
Именно этим вторым путём идёт литовский писатель и художник или, лучше сказать, писатель-художник Кястутис Каспаравичюс. Персонажи его коротких, на страничку, глупых историй — чайные чашки и ложки, туфли и домашние шлёпанцы, яйца и бутылки, кошка и рыба, колодец и круг сыра. Как и бывает в случаях строгих художественных самоограничений, скупость «реквизита» с лихвой компенсируется неистощимой фантазией автора. Рыба ходит на подлёдный лов, кошка испытывает сильные чувства к холодильнику (в первую очередь к его богатому внутреннему миру: сливкам и колбасе), колодец оказывается верным рыцарем коровы, круг сыра выполняет обязанности цепной собаки (он так воняет, что воры обходят дом стороной)...
Апофеоз этих сложных отношений между предметами домашнего обихода — война, приключившаяся между королём туалета Унитазием Первым и королевой прихожей Шваброй Третьей. Скромного Андерсена (и современную педагогическую даму-методиста) подобная тема, вероятно, привела бы в ужас. Но Андерсен не был окружён со всех сторон рекламой средств гигиены и санитарии. А методическая дама, окружённая зайчиками и принцессами, эту книжку просто не увидит. Потому что рассчитана она на другой круг читателей-родителей. Какой — недвусмысленно даёт понять одна из историй, про машинку для стрижки волос.
Она начинается со слов: «В молодости я был хиппи и носил до того длинные волосы, что выглядел каким-то чудищем болотным. Отрастил я их для того, чтобы встряхивать ими под громкую музыку… Когда мне надоело хипповать, я спросил у своей приятельницы-газонокосилки, не может ли она мне помочь». Машинка, конечно, помогла рассказчику. А он помог убедиться, что о современном мире можно спокойно говорить ребёнку на языке, понятном не только ему, но и вам. Даже если вы не выглядели в молодости чудищем болотным.
Михаил Визель
Додаткові матеріали
Коментарі
Останні події
- 15.05.2025|10:47Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
- 14.05.2025|19:0212-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
- 14.05.2025|10:35Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
- 14.05.2025|10:29У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»
- 14.05.2025|10:05Оливки у борщі, риба зі щавлем та водка на бузку: у Луцьку обговорювали і куштували їжу часів Гетьманщини
- 14.05.2025|09:57«Основи» видають першу повну збірку фотографій з однойменної мистецької серії Саші Курмаза
- 09.05.2025|12:40У Києві презентують поетичну збірку Сергія «Колоса» Мартинюка «Політика памʼяті»
- 09.05.2025|12:34Вірші Грицька Чубая у виконанні акторів Львівського театру імені Франца Кафки
- 07.05.2025|11:45Meridian Czernowitz видає першу поетичну книжку Юлії Паєвської (Тайри) – «Наживо»
- 07.05.2025|11:42Місця та біографії, які руйнує Росія. У Києві презентують книжку «Контурні карти пам’яті»