Re: цензії

15.05.2025|Ігор Чорний
Пірнути в добу романтизму
14.05.2025|Валентина Семеняк, письменниця
Міцний сплав зримої краси строф
07.05.2025|Оксана Лозова
Те, що «струною зачіпає за живе»
07.05.2025|Віктор Вербич
Збиткування над віршами: тандем поета й художниці
07.05.2025|Ігор Чорний
Життя на картку
28.04.2025|Ігор Зіньчук
Заборонене кохання
24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій
«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мови
Джерела мови російського тоталітаризму
18.04.2025|Ігор Зіньчук
Роман про бібліотеку, як джерело знань
18.04.2025|Валентина Семеняк, письменниця
За кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів

Літературний дайджест

Дети и маги

Антология подросткового фэнтези под редакцией знаменитого Гарднера Дозуа умело эксплуатирует детскую способность к безоговорочному принятию фантастической реальности.

Чёрная магия. Рассказы. Сост. Джек Данн, Гарднер Дозуа. Пер. с англ. О. Степашкиной. СПб.: Домино. М.: Эксмо, 2010.

Говорят, дети и животные — непревзойдённые актёры. Ни один взрослый профессионал не может состязаться с ними в естественности игры, не говоря уж о богатстве мимики. Войти в роль для них не проблема, никакой системы Станиславского не надо. Дети легко, не требуя объяснений, верят в супергероев, Санта-Клауса и магию, а ещё в то, что сами когда-нибудь станут могущественными волшебниками. Фэнтези вообще очень «детский» жанр: почему Гэндальф умеет творить чудеса, а Фродо — нет? Да потому, что так сказал профессор Толкиен, он умный, ему виднее. Все взрослые объяснения, в которых до сих пор изощряются читатели и критики, от лукавого.

Гарднер Дозуа и Джек Данн, составившие антологию фэнтези для подростков Wizards (в русском переводе «Чёрная магия»), активно используют это свойство жанра. Ключевой фигурой сборника стал волшебник, «самый сильный архетип фэнтези», как характеризуют его составители в предисловии. В одних рассказах это юный колдун, только учащийся повелевать стихиями и разговаривать с животными, в других — великий светлый или тёмный маг, достигший вершин мастерства, в третьих бродячий иллюзионист... Или вовсе жертвы нарушения техники безопасности в магическом цеху, как в «Птичьей истории» Йона Колфера, «Руках чужака» Тэда Уильямса или «Танцах в Пустошах» Питера С. Бигла.

Подростки легко находят с волшебниками общий язык, даже если сами лишены способности творить чудеса или, как в рассказе Нэнси Кресс «Человек камня», впитали мрачный скепсис и недоверие к окружающему миру с молоком матери. В некоторых рассказах они попросту, без затей, спасают мир, но чаще выступают в роли благодарных слушателей и восторженных зрителей, которым не нужно подробное логическое объяснение творящихся вокруг чудес. А вот сами маги подростков слегка побаиваются. Как подметил ворон Никогда из новеллы Джина Вулфа, люди — единственные волшебные существа на этой земле, а дети волшебнее всех, удивительнее любых мантикор и единорогов. Они чудесным образом меняются прямо на глазах, и какая бабочка выпорхнет из этой куколки, не в силах предсказать ни один авгур, ни одна пифия.

Гарднеру Дозуа и его коллеге Джеку Данну удалось собрать под одной обложкой созвездие имён: от Нила Геймана до Орсона Скотта Карда. Читая вступления к рассказам, понимаешь, за что писатели-фантасты так любят Дозуа: все-то у него самые популярные, самые талантливые, самые оригинальные. Даже для откровенно слабых рассказов вроде «Падуба и железа» Гарта Никса или «Скользя в сторону вечности» Джейн Йолен он находит пару тёплых слов. С другой стороны, исключительно расточая комплименты направо и налево, авторитет в англо-американской фантастике не завоюешь и полтора десятка премий «Хьюго» в номинации «лучший редактор» не соберёшь. Тут нужны заслуги повесомее, вроде нескольких десятков сборников качественной жанровой прозы типа этого, например.

Василий Владимирский  



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

15.05.2025|10:47
Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
14.05.2025|19:02
12-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
14.05.2025|10:35
Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
14.05.2025|10:29
У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»
14.05.2025|10:05
Оливки у борщі, риба зі щавлем та водка на бузку: у Луцьку обговорювали і куштували їжу часів Гетьманщини
14.05.2025|09:57
«Основи» видають першу повну збірку фотографій з однойменної мистецької серії Саші Курмаза
09.05.2025|12:40
У Києві презентують поетичну збірку Сергія «Колоса» Мартинюка «Політика памʼяті»
09.05.2025|12:34
Вірші Грицька Чубая у виконанні акторів Львівського театру імені Франца Кафки
07.05.2025|11:45
Meridian Czernowitz видає першу поетичну книжку Юлії Паєвської (Тайри) – «Наживо»
07.05.2025|11:42
Місця та біографії, які руйнує Росія. У Києві презентують книжку «Контурні карти пам’яті»


Партнери