Re: цензії

16.07.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника
Правда про УПА в підлітковому романі Галини Пагутяк
"Щасливі ті люди, природа яких узгоджується з їхнім родом занять"
Антивоєнна сатира Володимира Даниленка «Та, що тримає небо»
27.06.2025|Ірина Фотуйма
"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
26.06.2025|Михайло Жайворон
Житомирський текст Петра Білоуса
25.06.2025|Віктор Вербич
Про що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
25.06.2025|Ігор Зіньчук
Бажання вижити
22.06.2025|Володимир Даниленко
Казка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
17.06.2025|Ігор Чорний
Обгорнена сумом смертельним душа моя
13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника
Звичайний читач, який став незвичайним поетом

Літературний дайджест

Борис Гребенщиков: «Это противоречит здравому смыслу и таинству пения»

Об авторском праве, РАО, фашистах, сердечной нищете и интернете.

C Борисом Гребенщиковым обычно говорят о творчестве, музыке, рок-н-ролле, реже — о политике. Журналу «Интернет в цифрах» посчастливилось поговорить с музыкантом о насущном — об авторском праве и интернете.

В свое время сайт www.aquarium.ru, сделанный Артемием Лебедевым, стал первым в Рунете сайтом музыкального исполнителя, да и одним из первых сайтов музыкальной тематики в принципе. Уже несколько лет «Аквариум» все новые записи сразу же выкладывает в интернет. Поскольку тема законности и этичности распространения контента в сети не теряет своей актуальности, то мы решили не откладывать это небольшое интервью в долгий ящик.

— Распространение вашей музыки в Интернете в формате donate music, как это когда-то удачно сделали Radiohead, началось с альбома «Лошадь белая»? Каковы результаты? Как это «бьётся» с выходом альбома на CD?
— До этого мы просто всеми возможными правдами и неправдами стремились уже через час после выхода любого альбома выставлять его на свой или какой-то родственный сайт, потому что я уверен, что именно так надо поступать. Потом появились «Круги», альбом там скачало порядка 40 тысяч человек. При этом всё, что появлялось на «Кругах», выходило на дисках. Единственное исключение, насколько мне известно, — это концерт Aquarium International в лондонском Альберт-Холле: он не выходил на CD и существует только в интернете.

— Можно сейчас на такой модели распространения заработать или это всё пока некий эксперимент?
— Суммы, которые получаются благодаря распространению музыки через Kroogi, могут через пару лет оказаться сравнимыми с тем, что платят русские выпускающие фирмы.  

Наш опыт показывает, что обычно русские фирмы свято следуют одним и тем же путём: сначала платят некоторый аванс, а потом до конца жизни говорят, что до сих пор не могут продать маленький первый тираж. А поскольку те же «Круги» — всего лишь место распространения, где ни у кого нет стремления никого обманывать, то я думаю, что через 2—3 года после поступления записи туда сумма полученных артистом денег может сравниться с получаемым от продажи СD. Так что я бы всем это порекомендовал.

— А молодой начинающий исполнитель, став известным именно в интернете, может заработать самостоятельно, отказавшись от сотрудничества с рекорд-лейблами?
— На Западе таких уже сейчас много. Но если учитывать, что там есть тот же iTunes Store и другие сервисы, где я могу пойти и заплатить за что-то карточкой, то у нас это не так хорошо действует, к сожалению. Когда система будет отлажена, то, естественно, люди смогут жить на это совершенно спокойно.

— Как вы в принципе относитесь с тому, что перечёркиваются авторские права, а музыка просто отправляется в свободное плавание по интернету? Есть же, скажем, Российское авторское общество…
— Российское авторское общество, при всем моем уважительном отношении к нему, постепенно начинает выглядеть «фашистской организацией». Я читаю в интернете про то, как они ведут все более и более нелогичную и непоследовательную деятельность, и поражаюсь. А происходящий сейчас эпизод с тем, как они пытаются содрать деньги с хора ветеранов, которые бесплатно на концерте пели военные песни, — это, с моей точки зрения, и есть фашизм. Согласитесь сами, нелепо думать, что для того, чтобы спеть чью-то песню, мне нужно заручиться полудюжиной разрешений её спеть. Это противоречит здравому смыслу и таинству пения, а выглядит как отчаянное желание, пока не пришли взрослые, содрать со всех как можно больше денег.

И это означает, что конец такой системы, скорее всего, не за горами.

— Получается, что ломается система…
— Я аплодирую! (Аплодирует). Эта система пришла из небытия и уходит в небытие. А поскольку, например, мы в 70—80 годы спокойно жили без неё и всё, что делалось, делалось совершенно бесплатно, то для меня такая система логична.  

Если я хочу заработать деньги, я должен идти и их зарабатывать. А то, что я написал что-то или что-то сделал, — так это моя привилегия; привилегия того, что я могу себе позволить делать это ради собственного удовольствия. И брать за это деньги мне никак не хочется. Если люди готовы платить — пожалуйста. Если не готовы — они могут брать это даром. Философия «бесплатно только птички поют» — признак такой сердечной нищеты, что становится ужасно обидно за людей, её исповедующих.

Я, например, предпочитаю платить, если есть такая возможность. Наверное, это проявление моей старомодности, и это мне очень по душе. К сожалению, часто просто нет такой возможности — заплатить. Мне, например, когда я что-то у кого-то беру, проще дать что-то взамен. И деньги — самое простое, что я могу дать.

— Чем вы ещё как пользователь в интернете интересуетесь? Блоги, социальные сети?
— Мой блог — это мои песни. У меня нет потребности и возможности где-то ещё высказывать свои мысли. С социальными сетями и прочим примерно так же — у меня нет на это времени. Я так долго учился жить так, чтобы общаться с теми людьми, с которыми я хочу общаться, что менять свои привычки мне совершенно не интересно. Я заработал своё право общаться с тремя-четырьмя людьми :) А в интернете меня интересуют, как правило, почта, новости, поиск информации. Хотя новости, в общем-то, тоже абсолютно ненужная вещь для меня.

— А с точки зрения не рядового пользователя, а артиста? С точки зрения «Аквариума» как бизнеса (вы всё-таки этим деньги зарабатываете)?
— По счастью, всё, что происходит в блогах и сообществах, посвящённых «Аквариуму», происходит само, без нашего участия. И я даже считаю немножко безнравственным в это вмешиваться. Похоже, что «Аквариум» для меня — это до сих пор не бизнес, а удовольствие.

С Борисом Гребенщиковым беседовал Дмитрий Чистов.

Интервью опубликовано на сайте «Интернет в цифрах»



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

14.07.2025|09:21
V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» презентує цьогорічну програму
11.07.2025|10:28
Оголошено конкурс на літературну премію імені Богдана-Ігоря Антонича “Привітання життя”
10.07.2025|23:18
«Не народжені для війни»: у Києві презентують нову книжку Артема Чапая
08.07.2025|18:17
Нова Facebook-група "Люблю читати українське" запрошує поціновувачів вітчизняної літератури
01.07.2025|21:38
Артур Дронь анонсував вихід нової книги "Гемінґвей нічого не знає": збірка свідчень про війну та життя
01.07.2025|18:02
Сергію Жадану присуджено австрійську державну премію з європейської літератури
01.07.2025|08:53
"Дикий Захід" Павла Казаріна тепер польською: Автор дякує за "довге життя" книги, що виявилась пророчою
01.07.2025|08:37
«Родовід» перевидає «З країни рижу та опію» Софії Яблонської
01.07.2025|08:14
Мартин Якуб презентував у Житомирі психологічний детектив "Гріх на душу"
01.07.2025|06:34
ТОП-10 книг ВСЛ за червень 2025 року


Партнери