
Re: цензії
- 16.07.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаПравда про УПА в підлітковому романі Галини Пагутяк
- 10.07.2025|Дана Пінчевська"Щасливі ті люди, природа яких узгоджується з їхнім родом занять"
- 10.07.2025|Володимир СердюкАнтивоєнна сатира Володимира Даниленка «Та, що тримає небо»
- 27.06.2025|Ірина Фотуйма"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
Видавничі новинки
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Аталанта"Проза | Буквоїд
- Вероніка Чекалюк. «Діамантова змійка»Проза | Буквоїд
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
Літературний дайджест
Все счастливые семьи
В книге, посвящённой столетию ухода Льва Толстого из Ясной Поляны, Павел Басинский показывает историю жизни писателя и его семьи сквозь призму финального бегства.
Павел Басинский. Лев Толстой: бегство из рая. М.: АСТ: Астрель, 2010.
События тех нескольких дней, что легли в основу этой книги, известны досконально. В ночь с 27 на 28 октября 1910 года 82-летний Лев Толстой тайком от родных и близких в сопровождении дочери Александры и личного врача Маковицкого бежал из собственного имения Ясная Поляна. Оптина пустынь, Шамордино, дорога на Козельск, поезд на Ростов. 1 ноября Александра телеграфировала, что состояние отца ухудшилось, они вынуждены сойти на станции Астапово, ехать дальше решительно невозможно. И вот 7 ноября в том же Астапове в доме начальника станции Толстой умирает от воспаления лёгких.
Известны и причины, побудившие больного и очень пожилого человека совершить этот странный поступок. Совершить, несмотря на понимание, что затеряться не удастся, что за каждым его шагом следят десятки репортёров по всему миру, что поступок вызовет скандал. Принято говорить, что Толстой не выдержал мировой славы, обрушившейся на него под конец жизни, неустанного внимания к собственной персоне, нескончаемого потока паломников в Ясную Поляны, нарастающего с годами непонимания в семье, внутреннего конфликта между теорией и практикой жизни.
Ничего нового к этому писатель и критик Павел Басинский, известный своей биографией Максима Горького, строго говоря, не прибавил. Его книга — это честная в своей педантичности попытка разобраться, как же так произошло, что всемирно известный писатель и мыслитель окончил свою жизнь вдали от дома. Выбрав в качестве основы для своего рассказа детальное описание этих последних дней, Басинский на самом деле пишет историю жизни Льва Толстого и его семьи, увиденную сквозь призму этого давно назревавшего ухода. Если присмотреться, уход действительно не кажется таким уж внезапным. Начавшись с добровольного отъезда на Кавказ в юности, с годами мотив бегства всё отчётливее звучит в текстах Толстого, пока наконец не становится сознательным желанием. В этом смысле книга Басинского — это не только история жизни самого Толстого или его семьи, но и история идеи в сознании писателя.
В попытках добраться до глубинных причин финального бегства Басинский обращается к юности писателя, его истории самосовершенствования, сердечным привязанностям, рассказывает о знакомстве с семейством Берсов, о сознательном стремлении жениться и обустроить собственную семью по идеальному образцу, о самой женитьбе, отражённой в романтической истории Кити и Левина в «Анне Карениной», о семейных буднях, детях, радостях, непонимании, конфликтах. «Это было очень сложное семейное счастье. Толстой оказался не совсем прав, когда начал роман «Анна Каренина» с утверждения, что «все счастливые семьи похожи друг на друга», — заключает автор. В этом сложном семейном счастье, по мнению Басинского, и была заложена мина замедленного действия. Создав своими руками собственный рай, вместе с переменой мировоззрения на рубеже 70—80-х Толстой своими же руками начинает разрушать созданную им идеальную картинку.
Вновь и вновь возвращаясь к последним дням жизни писателя, Басинский придаёт своей книге не только сюжетную динамику, но и особый кружащий ритм повествования, органично дополняющий рассказ о духовных блужданиях Толстого. Впрочем, Толстой не единственная фигура, чьи мотивы пытается понять автор. Описывая каждую новую спорную ситуацию, Басинский попеременно пытается посмотреть на неё глазами то самого Толстого, то его жены Софьи Андреевны. Без выводов, одобрения или осуждения. С одной стороны — бесконечные духовные поиски, творческие кризисы и выработка художественных форм, с другой — семейный быт, дети, дом, заботы. У каждого из супругов — своя правда. Трагедия начинается тогда, когда эти правды перестают совпадать даже в самой малой части.
В этой книге нет сенсаций и открытий. Ничего такого, чем гарантированно можно было бы «подогреть» интерес к фигуре классика. Вместо оригинальных трактовок исключительно тщательная работа с источниками: дневниками, письмами, воспоминаниями, художественными текстами. Каждый сюжет, появляющийся в книге, проработан автором с дотошностью, выдерживающей любую критику, вплоть до расчётов прибыльности имения Ясная Поляна и выверки по картам траектории бегства Толстого. В этих-то деталях и кроется сила книги Павла Басинского, равной которой в последнее время среди отечественного нон-фикшн вряд ли можно припомнить. Великий писатель, чьё имя и стандартный набор скучных биографических сведений знакомы всем без исключения, в «Бегстве из рая» вдруг предстаёт всего лишь человеком — живым, сомневающимся, ищущим, обретающим, теряющим и снова погружающимся в сомнения. Настоящим, неглянцевым великим классиком, жизнь которого оказывается едва ли не самым интересным произведением, из всех, когда-либо им созданных.
Татьяна Трофимова
Коментарі
Останні події
- 14.07.2025|09:21V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» презентує цьогорічну програму
- 11.07.2025|10:28Оголошено конкурс на літературну премію імені Богдана-Ігоря Антонича “Привітання життя”
- 10.07.2025|23:18«Не народжені для війни»: у Києві презентують нову книжку Артема Чапая
- 08.07.2025|18:17Нова Facebook-група "Люблю читати українське" запрошує поціновувачів вітчизняної літератури
- 01.07.2025|21:38Артур Дронь анонсував вихід нової книги "Гемінґвей нічого не знає": збірка свідчень про війну та життя
- 01.07.2025|18:02Сергію Жадану присуджено австрійську державну премію з європейської літератури
- 01.07.2025|08:53"Дикий Захід" Павла Казаріна тепер польською: Автор дякує за "довге життя" книги, що виявилась пророчою
- 01.07.2025|08:37«Родовід» перевидає «З країни рижу та опію» Софії Яблонської
- 01.07.2025|08:14Мартин Якуб презентував у Житомирі психологічний детектив "Гріх на душу"
- 01.07.2025|06:34ТОП-10 книг ВСЛ за червень 2025 року