Re: цензії

21.07.2025|Віктор Вербич
Парадоксальна незбагненна сутність жіночого світу
16.07.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника
Правда про УПА в підлітковому романі Галини Пагутяк
"Щасливі ті люди, природа яких узгоджується з їхнім родом занять"
Антивоєнна сатира Володимира Даниленка «Та, що тримає небо»
27.06.2025|Ірина Фотуйма
"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
26.06.2025|Михайло Жайворон
Житомирський текст Петра Білоуса
25.06.2025|Віктор Вербич
Про що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
25.06.2025|Ігор Зіньчук
Бажання вижити
22.06.2025|Володимир Даниленко
Казка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
17.06.2025|Ігор Чорний
Обгорнена сумом смертельним душа моя

Літературний дайджест

14.03.2011|09:27|Итоги

Начать и кончить

Вышел в свет сборник эссе Андрея Битова «Текст как текст».

Эссе — жанр мало к чему обязывающий. Автор может начать за здравие, а кончить за упокой, поговорить о мировом гуманизме и перекинуться на прихотливый нрав своего домашнего любимца. Как говорится, мели, Емеля, — твоя неделя… Что, разумеется, не отменяет требований вкуса и изящества. Андрей Битов соответствует им в полной мере. Иные критики даже уверены в том, что это «самый очевидный и прирожденный эссеист русской литературы», который «вынужден всю жизнь притворяться, что пишет рассказы и романы». Вот знаменитый «Пушкинский дом». Вроде и герой на месте, и сюжет. Но у романа две концовки, гибельная и спасительная. В приложении автор напрямую выясняет отношения с героем, уподобляя их погоне Ахиллеса за черепахой, а потом подробно комментирует собственный текст. Уж не эссе ли это?

Если встать на такую точку зрения, то в книге «Текст как текст» Битов наконец-то оказался в родной стихии и сделал это вполне «легально». Под обложкой полукарманного размера уместились интереснейшие размышления писателя о милых его сердцу фигурах и явлениях русской литературы. Например, о Набокове, влиянию которого Битов отчасти обязан своим «Пушкинским домом». «Русская литература после 1917-го делится на советскую, эмигрантскую и… Набокова» — каково утверждение? Или — что было бы с литературой, если бы не красные победили белых, а наоборот? Советской литературы не было бы вовсе, а эмигрантская не страдала бы болезненной ностальгией. Но какова она была бы тогда? Вот где простор воображению. Под битовской рукой мелькают и Пруст, и Джойс, и Мандельштам, и Веничка — все, к кому он прикипел. Системы в этих размышлениях почти никакой — все скреплено одной лишь авторской мыслью. Но поскольку проходных идей у Битова нет, калейдоскоп его мнений читается как авантюрный роман. Получается эдакий аттракцион для читательского интеллекта.

В России самый свободный в мире жанр не очень-то прижился... Это странно, учитывая, что «логики в русской вселенной нет», если верить Татьяне Толстой, а традиция кое-как выживает на границе абсурда и невольной самопародии — что у западников, что у почвенников.

Куда популярнее у нас трактаты, физиологические очерки, мемуары и «слова к народу». Хотя отдельные классики жанра были — среди классиков как таковых. Например, Достоевский с его неувядаемым «Дневником писателя». Насчет Василия Розанова мнения расходятся. Для одних он стопроцентный эссеист, для других — автор, убивший русскую эссеистику, подменивший ее бесформенным фрагментом, заметкой по случаю, репликой.

Лед равнодушия к эссеизму более или менее сломали только писатели Серебряного века, и особенно Мандельштам с его «Четвертой прозой». Оставлю в стороне Вайля и Гениса — феномен сам по себе безумно интересный, но родившийся все-таки не в самой литературе, а где-то около. Зато бесспорным эссеистом экстра-класса можно считать Бродского. Достаточно взять хотя бы «Набережную Неисцелимых», чтобы убедиться в этом раз и навсегда (вот, навскидку: «Много лун тому назад доллар равнялся 870 лирам и мне было 32 года. Планета тоже весила на два миллиарда душ меньше»).

Ну и Андрей Битов, бесспорно, доказал свою принадлежность к указанной касте. Любопытно, кто будет следующим.

Евгений Белжеларский



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

14.07.2025|09:21
V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» презентує цьогорічну програму
11.07.2025|10:28
Оголошено конкурс на літературну премію імені Богдана-Ігоря Антонича “Привітання життя”
10.07.2025|23:18
«Не народжені для війни»: у Києві презентують нову книжку Артема Чапая
08.07.2025|18:17
Нова Facebook-група "Люблю читати українське" запрошує поціновувачів вітчизняної літератури
01.07.2025|21:38
Артур Дронь анонсував вихід нової книги "Гемінґвей нічого не знає": збірка свідчень про війну та життя
01.07.2025|18:02
Сергію Жадану присуджено австрійську державну премію з європейської літератури
01.07.2025|08:53
"Дикий Захід" Павла Казаріна тепер польською: Автор дякує за "довге життя" книги, що виявилась пророчою
01.07.2025|08:37
«Родовід» перевидає «З країни рижу та опію» Софії Яблонської
01.07.2025|08:14
Мартин Якуб презентував у Житомирі психологічний детектив "Гріх на душу"
01.07.2025|06:34
ТОП-10 книг ВСЛ за червень 2025 року


Партнери