
Re: цензії
- 27.06.2025|Ірина Фотуйма"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
Видавничі новинки
- Вероніка Чекалюк. «Діамантова змійка»Проза | Буквоїд
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Музыка и жмых
В составленном Захаром Прилепиным сборнике на фоне слаженного хора сторонников революции особенно резко звучат голоса её противников.
Революция: Сб. / Сост. Захар Прилепин. М.: АСТ: Астрель, 2009.
В качестве составителя и завлекающего бренда Прилепин выступает не впервые. Годом раньше вышел сборник «Война». Без издательского лукавства снова не обошлось. На чёрной обложке «Захар Прилепин» набрано крупными белыми буквами, а «составитель» — маленькими красными. Может, кто и не заметит.
В предисловии Прилепин вдохновенно расписывает прелести революции. Для него она вечная жажда свободы и справедливости, «любовь, игра и веселье», праздник, во время которого «горлом идёт поэзия и музыка». О том, что обычно такому празднику сопутствуют реки крови и годы лишений, он тоже упоминает, но как-то вскользь. Музыка важнее.
Сборник открывается панегириком Леона Кладеля, певца Парижской коммуны, и заканчивается программным текстом Эдуарда Лимонова «Я целую свою Русскую революцию». Между славословиями помещены сочинения куда менее однородные по духу и содержанию. К чести составителя, он даёт возможность высказаться не только адептам революции, но и её противникам.
В этом плане показательны «Последние мученики» Брюсова. В рассказе, написанном за полтора десятилетия до службы в Наркомпросе и Главпрофобре, один из отцов русского символизма представляет грядущую мировую революцию как триумф варварства, уничтожающего свободу мысли и разрушающего храм искусства. Ещё более категоричен Аверченко. Для него революция не музыка с поэзией, а время, когда пьют «черёмуховый чай с лакрицей вместо сахара, со жмыховой лепёшкой вместо хлеба и с вазелином вместо масла». Да ещё и ходят по разнарядке на митинг, где товарищ Троцкий говорит речь «о задачах момента».
С рассказом Брюсова своеобразно рифмуется «Угловой дом» Гайдара. В его финале революционный матрос с наслаждением разбивает вдребезги мраморную Венеру, а сам автор удовлетворённо отмечает, что спустя годы в помещении бывшего барского особняка находится партклуб имени Клары Цеткин. Так же бесхитростен «Приговор приведён в исполнение» Рафаэля Карралеро, в котором хороший революционер должен убить плохого сыщика, что он благополучно и делает.
Большинство остальных текстов не столь однозначны и гораздо более искусны. Так, Марату из одноименной новеллы Грина исполнение своего приговора приходится отложить, поскольку бросить бомбу в карету, где кроме врага едет его жена с ребёнком, способен не каждый революционер. Ещё более сложную этическую задачу решает чекист из рассказа Хвылевого «Я», который во имя правого дела должен убить свою мать.
Вершины сборника — знаменитый «Мексиканец» Лондона и изумительный «Сокровенный человек» Платонова. А ещё «Тема предательства и героя» Борхеса, напоминающая о том, из какого сора порой творятся мифы и что история это не сами события, а то, что о них написано.
О революции написано немало. Можно изучать её феномен по Хвылевому, Лавреневу и Залке, а можно по Борхесу и Аверченко. Картинки получатся очень разные.
Юрий Володарский
Коментарі
Останні події
- 01.07.2025|08:53"Дикий Захід" Павла Казаріна тепер польською: Автор дякує за "довге життя" книги, що виявилась пророчою
- 01.07.2025|08:37«Родовід» перевидає «З країни рижу та опію» Софії Яблонської
- 01.07.2025|08:14Мартин Якуб презентував у Житомирі психологічний детектив "Гріх на душу"
- 01.07.2025|06:34ТОП-10 книг ВСЛ за червень 2025 року
- 01.07.2025|06:27Українська письменниця Євгенія Кузнєцова у лонглисті престижної премії Angelus
- 29.06.2025|13:28ВСЛ оголосило передзамовлення на книжку Юлії Чернінької "Бестселер у борг"
- 26.06.2025|19:06Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
- 26.06.2025|14:27Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва
- 26.06.2025|07:43«Антологія американської поезії 1855–1925»
- 25.06.2025|13:07V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує фокус-тему та нових учасників