
Re: цензії
- 28.04.2025|Ігор ЗіньчукЗаборонене кохання
- 24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
- 21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мовиДжерела мови російського тоталітаризму
- 18.04.2025|Ігор ЗіньчукРоман про бібліотеку, як джерело знань
- 18.04.2025|Валентина Семеняк, письменницяЗа кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
- 12.04.2025|Андрій СодомораІ ритмів суголосся, й ран...
- 06.04.2025|Валентина СеменякЧитаю «Фрактали» і… приміряю до себе
- 05.04.2025|Світлана Бреславська, Івано-Франківськ«Ненаситність» Віткація
- 30.03.2025|Ігор ЧорнийЛікарі й шарлатани
- 26.03.2025|Віталій КвіткаПісня завдовжки у чотири сотні сторінок
Видавничі новинки
- Петро Панч. «Голубі ешелони»Проза | Буквоїд
- Олександр Клименко. "Метапрозорість"Книги | Буквоїд
- Семенова Юлія. "Well Done"Книги | Буквоїд
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка». 7+Дитяча книга | Буквоїд
- Мистецтво творення іміджу.Книги | Дарина Грабова
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка»Дитяча книга | Буквоїд
- Ігор Павлюк. «Торф»Книги | Буквоїд
- Вийшла антологія української художньої прози «Наша Перша світова»Книги | Іванка Когутич
Літературний дайджест
Музыка и жмых
В составленном Захаром Прилепиным сборнике на фоне слаженного хора сторонников революции особенно резко звучат голоса её противников.
Революция: Сб. / Сост. Захар Прилепин. М.: АСТ: Астрель, 2009.
В качестве составителя и завлекающего бренда Прилепин выступает не впервые. Годом раньше вышел сборник «Война». Без издательского лукавства снова не обошлось. На чёрной обложке «Захар Прилепин» набрано крупными белыми буквами, а «составитель» — маленькими красными. Может, кто и не заметит.
В предисловии Прилепин вдохновенно расписывает прелести революции. Для него она вечная жажда свободы и справедливости, «любовь, игра и веселье», праздник, во время которого «горлом идёт поэзия и музыка». О том, что обычно такому празднику сопутствуют реки крови и годы лишений, он тоже упоминает, но как-то вскользь. Музыка важнее.
Сборник открывается панегириком Леона Кладеля, певца Парижской коммуны, и заканчивается программным текстом Эдуарда Лимонова «Я целую свою Русскую революцию». Между славословиями помещены сочинения куда менее однородные по духу и содержанию. К чести составителя, он даёт возможность высказаться не только адептам революции, но и её противникам.
В этом плане показательны «Последние мученики» Брюсова. В рассказе, написанном за полтора десятилетия до службы в Наркомпросе и Главпрофобре, один из отцов русского символизма представляет грядущую мировую революцию как триумф варварства, уничтожающего свободу мысли и разрушающего храм искусства. Ещё более категоричен Аверченко. Для него революция не музыка с поэзией, а время, когда пьют «черёмуховый чай с лакрицей вместо сахара, со жмыховой лепёшкой вместо хлеба и с вазелином вместо масла». Да ещё и ходят по разнарядке на митинг, где товарищ Троцкий говорит речь «о задачах момента».
С рассказом Брюсова своеобразно рифмуется «Угловой дом» Гайдара. В его финале революционный матрос с наслаждением разбивает вдребезги мраморную Венеру, а сам автор удовлетворённо отмечает, что спустя годы в помещении бывшего барского особняка находится партклуб имени Клары Цеткин. Так же бесхитростен «Приговор приведён в исполнение» Рафаэля Карралеро, в котором хороший революционер должен убить плохого сыщика, что он благополучно и делает.
Большинство остальных текстов не столь однозначны и гораздо более искусны. Так, Марату из одноименной новеллы Грина исполнение своего приговора приходится отложить, поскольку бросить бомбу в карету, где кроме врага едет его жена с ребёнком, способен не каждый революционер. Ещё более сложную этическую задачу решает чекист из рассказа Хвылевого «Я», который во имя правого дела должен убить свою мать.
Вершины сборника — знаменитый «Мексиканец» Лондона и изумительный «Сокровенный человек» Платонова. А ещё «Тема предательства и героя» Борхеса, напоминающая о том, из какого сора порой творятся мифы и что история это не сами события, а то, что о них написано.
О революции написано немало. Можно изучать её феномен по Хвылевому, Лавреневу и Залке, а можно по Борхесу и Аверченко. Картинки получатся очень разные.
Юрий Володарский
Коментарі
Останні події
- 02.05.2025|13:48В’ятрович розкаже, як перемогли «велику вітчизняну» в Україні
- 01.05.2025|16:51V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує старт продажу квитків та імена перших учасників
- 01.05.2025|10:38В Ужгороді презентували «гуцул-фентезі» Олександра Гавроша
- 30.04.2025|09:36Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
- 29.04.2025|12:10Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
- 29.04.2025|11:27«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
- 29.04.2025|11:24Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
- 29.04.2025|11:15Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата