Re: цензії

16.07.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника
Правда про УПА в підлітковому романі Галини Пагутяк
"Щасливі ті люди, природа яких узгоджується з їхнім родом занять"
Антивоєнна сатира Володимира Даниленка «Та, що тримає небо»
27.06.2025|Ірина Фотуйма
"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
26.06.2025|Михайло Жайворон
Житомирський текст Петра Білоуса
25.06.2025|Віктор Вербич
Про що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
25.06.2025|Ігор Зіньчук
Бажання вижити
22.06.2025|Володимир Даниленко
Казка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
17.06.2025|Ігор Чорний
Обгорнена сумом смертельним душа моя
13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника
Звичайний читач, який став незвичайним поетом

Літературний дайджест

От кого сбежал Толстой?

Сто лет назад не стало гения русской литературы, ставшего жертвой тяжелой и обыкновенной семейной драмы.

28 октября 1910 года, ранним утром, боясь разбудить неистовую жену Софью Андреевну, Лев Толстой бежал из Ясной Поляны, сам не зная куда. Думал - к новой праведной жизни. Оказалось - к смерти.

Ленин сказал про него - «человечище». Тургенев - «чудачище». Сам Толстой обзывал себя «дурнем» и «проклятым старикашкой»... За ним записывали каждое слово, каждый чих - потом «свита» выпустит тома воспоминаний. Он всю жизнь вел дневник... «Ад» - это слово часто встречается в записях супругов. Признания их - страшно прикасаться! - абсолютно интимны.

Ниже - наше «интервью» с  участниками семейной драмы, завершившейся на станции Астапово 100 лет назад 7 ноября.

«Я НЕ МОГУ УЕХАТЬ И НЕ СМЕЮ ОСТАТЬСЯ»

- Как все у них начиналось?

«Он что-то чертил мелком по столу. «Софья Андреевна, вы можете прочесть, что я напишу вам, но только начальными буквами?» - волнуясь, спросил он. «Могу», - решительно ответила Соня, глядя ему прямо в глаза.

Лев Николаевич писал «в.м. и п.с.с.ж.н.м.»... Сестра по какому-то вдохновению читала: «Ваша молодость и потребность счастья слишком живо напоминают мне мою старость и невозможность счастья» (пишет сестра Софьи Т. Кузминская).

- Какими словами он предложил ей руку и сердце?

«Софья Андреевна! Мне становится невыносимо. Три недели я каждый день говорю: «нынче всё скажу», и ухожу... Простые дорогие отношения с вами как с другом - потеряны. А я не могу уехать и не смею остаться. Скажите, как честный человек, хотели бы вы стать моей женой?» (из письма Льва Николаевича).

- Как жилось молодым поначалу в Ясной Поляне?

«После обеда спал, она писала. Неимоверное счастье. Она так невозможно чиста и хороша... В эти минуты я чувствую, что не владею ею. Не смею» (дневник Толстого).

- А что же Софья?

«Сегодня устроила за самоваром чай, как следует в семейном счастье... Про Лёвочку и говорить не хочу, страшно и совестно, что он меня так любит. Как ты думаешь, он может меня разлюбить?» (письмо Софьи сестре Татьяне).

- За 17 лет супружества Софья Андреевна родила Льву Николаевичу 13 детей! Он устраивал читки глав «Войны и мира» - а жена разрывалась между детьми и его работой?

«Разумеется, все были в восторге. А я, усталая, тупая от беременности, боролась со сном и засыпала, т. к. всё, что читалось, я столько раз переписывала и знала почти наизусть. Конфузилась до болезненности; страх за то, что Лёвочке будет за меня стыдно, угнетал меня» (вспоминает Софья Толстая).

«Наша мать говорила на это: «Лёвочка всё чудит, хочет жизнь Сонечки по-бабьему устроить...» (вспоминает Татьяна Кузминская).

- Ну а граф-то что?

«Изредка и нынче всё страх, что... много в себе она задушает для меня и все эти жертвы инстинктивно заносит мне на счет» (из дневника писателя).

«Он часто жаловался на нездоровье... Это желчное раздражение и повлияло на их отношения» (замечает Кузминская).

СУМАСШЕДШИЙ ДОМ

- «Желчное раздражение» - и все? Будто речь не о писателе-человечище...

«В доме всё вызывает тоску, - Лёвочка всё работает, как он выражается. Но - увы! - до головных болей, и всё это, чтоб показать, что церковь несообразна с учением Евангелия...» (пишет сестре Софья Андреевна).

«В то время даже распространился слух, что Лев Николаевич сошел с ума. Его распространял председатель тульской земской управы» (вспоминает сын писателя Сергей Львович).

- Бедная Софья Андреевна!

«Я помню, когда Софья Андреевна купила коврики к кроватям, мне это показалось ненужной и невероятной роскошью. А теперь мои сыновья - их что-то у меня штук двадцать - швыряют деньгами направо и налево, покупают собак, лошадей, граммофоны... Их воспитывают в кружевах - вырастут дармоеды и будут грабить народ. Это ужасно!» (вспоминает Лев Николаевич).

- Граф и правда изменился?

«Стал рано вставать, сам убирать свою комнату, пилить и колоть дрова, качать воду,  научился сапожному ремеслу. Не стал пить вина и стал убежденным вегетарианцем... Моя мать считала, что вегетарианство вредно...» (пишет Сергей Львович).

«Я даже хотела уехать из дома. Видимо, это потому, что христиански жить стали. А по-моему, прежде, без христианства этого, много лучше было (из письма Софьи Андреевны сестре).

- Толстой ведь нелегко переживал разлады?

«Страдаю ужасно. Говорить нельзя, они не понимают. Точно я один не сумасшедший живу в доме сумасшедших, управляемом сумасшедшими. Сережа невозможно туп, тот же кастрированный ум, как у матери...» (записывает писатель).

«У отца был тяжелый разговор с матерью. С ее стороны - упреки в том, что он не занимается делами по имениям и вообще добыванием денег для семьи...» (добавляет сын Сергей Львович).

«Я РАЗРЫВАЮСЬ НА ЧАСТИ»

Их семейные распри уже обсуждали на всех углах. Она жаловалась всем. А в последний год не скрывала и своей патологической ревности к другу-соратнику Толстого, книгоиздателю и душеприказчику Владимиру Черткову: «Отнял у меня сердце и любовь мужа; отнял у детей и внуков изо рта кусок хлеба».

- Чертков тоже, видно, не лез за словом в карман?

«Ему, Толстому, выставившему заповедь любви, необходим был тот неумолимо жестокий тюремщик, с которым, в лице Софьи Андреевны, вся жизнь его связана» (вспоминает Чертков).

- А Толстой - помалкивал?

«Софья Андреевна копается в моих бумагах. Сейчас допрашивала, кто передает письма от Черткова: «Вами ведется тайная любовная переписка». Просила, чтоб я не целовался с ним. Несчастная, как мне не жалеть ее... Они разрывают меня на части» (дневник Толстого).

- У Софьи Андреевны был повод заподозрить в чем-то греховном мужа и Черткова?

«Хотела объяснить Льву Николаевичу источник моей ревности к Черткову и принесла ему страничку его молодого дневника, где он пишет, как он много раз влюблялся в мужчин. Он... пришел в ярость. «Уходи, убирайся!» - кричал он... Я так и остолбенела. Где любовь? Где непротивление? Где христианство?» (пишет жена Толстого).

- Бедный Лев Николаевич!

«Прочел у Корсакова («Курс психиатрии») «паранойа». Как с нея списано... Говорил со сторожем. Нехорошо, что рассказал о своем положении» (пишет Толстой).

- Обсуждает со сторожем семейные дела? Просто «Дом-2» какой-то...

«Софья Андреевна опасалась, что по приказанию Черткова ее признают сумасшедшей, чтоб лишить ее возможности иметь права на издание литературных произведений и дневников...» (вспоминает один из гостей, пианист А. Гольденвейзер).

- А Толстой чего опасался?

«В числе ея безумных мыслей есть и мысль о том, чтобы выставить меня ослабевшим умом и... сделать недействительным мое завещание» (отвечает в «Дневнике для одного себя» Лев Толстой).

- Они что, все обезумели?

«Для меня неясно, кто именно из людей, окружавших Льва Толстого в эти дни, был вполне нормален психически» (Максим Горький).

«ВОТ И ПЛАН МОЙ»

- Как же граф наконец решился бежать?

«Проснулся в 3 часа ночи. Вижу в щелях дверей яркий свет в кабинете и шуршание. Это Софья Андреевна чего-то разыскивает... Во мне неудержимое отвращение, возмущение. Задыхаюсь, считаю пульс: 97. Не могу лежать и вдруг принимаю окончательное решение уехать» (пишет Толстой).

- Но как же пережила его уход Софья Андреевна?

«Узнав, закричала и побежала в пруд топиться. Саша и Ваня побежали за ней и вытащили ее. Саша выписала психиатра» (пишет Толстой).

- Он все же написал ей прощальное письмо. Что она ответила беглецу?

«Не бойся, что буду тебя искать... Делай, что тебе лучше. Но почему-то мне кажется, что мы больше не увидимся... Целую тебя... Соня» (из письма мужу).

P.S. За три дня до смерти он сделал последнюю запись: «Вот и план мой. Делай, что должно, и пусть будет, что будет»... А что должно-то?

Кто разберется в том, что случилось с этой семьей - как и со многими прочими «счастливыми семьями»?

Если б Толстой не был великим писателем, история могла бы считаться банальной. А так - будем считать ее поучительной.

А ответ опять же найдем у Толстого: «Только любовь выше всего. Ужасно, что привыкли к нелюбви...».

Наталья Островская

Фото: ebooks.adelaide.edu.au



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

14.07.2025|09:21
V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» презентує цьогорічну програму
11.07.2025|10:28
Оголошено конкурс на літературну премію імені Богдана-Ігоря Антонича “Привітання життя”
10.07.2025|23:18
«Не народжені для війни»: у Києві презентують нову книжку Артема Чапая
08.07.2025|18:17
Нова Facebook-група "Люблю читати українське" запрошує поціновувачів вітчизняної літератури
01.07.2025|21:38
Артур Дронь анонсував вихід нової книги "Гемінґвей нічого не знає": збірка свідчень про війну та життя
01.07.2025|18:02
Сергію Жадану присуджено австрійську державну премію з європейської літератури
01.07.2025|08:53
"Дикий Захід" Павла Казаріна тепер польською: Автор дякує за "довге життя" книги, що виявилась пророчою
01.07.2025|08:37
«Родовід» перевидає «З країни рижу та опію» Софії Яблонської
01.07.2025|08:14
Мартин Якуб презентував у Житомирі психологічний детектив "Гріх на душу"
01.07.2025|06:34
ТОП-10 книг ВСЛ за червень 2025 року


Партнери