
Re: цензії
- 10.07.2025|Дана Пінчевська"Щасливі ті люди, природа яких узгоджується з їхнім родом занять"
- 10.07.2025|Володимир СердюкАнтивоєнна сатира Володимира Даниленка «Та, що тримає небо»
- 27.06.2025|Ірина Фотуйма"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
Видавничі новинки
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Аталанта"Проза | Буквоїд
- Вероніка Чекалюк. «Діамантова змійка»Проза | Буквоїд
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
Літературний дайджест
Михаил Иванцов: на книжном рынке нас ждет долгосрочная стагнация
Интервью с Михаилом Иванцовым, генеральным директором сети «Новый Книжный – Буквоед», в рамках второй части проекта «Полит.Ру», посвященного книжному рынку: «Книжный рынок: осень 2009».
Книжный рынок как-то изменился за последние полгода?
Нельзя сказать, что он существенно изменился. Конечно, издательства стали выпускать меньше новинок, они сейчас более сдержанны в своих издательских программах. Но на последней сентябрьской книжной ярмарке принципиальных отличий от прошлого и позапрошлого годов не обнаружилось. Было представлено много издательств, на стендах много литературы, в том числе новой.
На мой взгляд, основные проблемы испытала розничная торговля. Но это понятно, поскольку ключевые для нее рынки - рынки недвижимости и персонала - были сильно «перегреты». Вся розница испытывала серьезные проблемы с рентабельностью, и когда начал проседать спрос и возникла общая сложная ситуация на финансовом рынке, операторы «посыпались».
А качество книги не ухудшилось?
Мы этого не наблюдаем. Наверно, небольшие изменения в издательских подходах были, но в целом мы этого не заметили.
Изменился ли спрос на книги?
Суть кризиса - это снижение спроса. Спрос уменьшился практически на всех рынках – где-то очень сильно (недвижимость, автомобили), где-то снижение спроса меньше, особенно в товарах первой необходимости и близких к ним по характеру. Люди не перестанут есть, одеваться, получать образование, читать книжки. Поэтому внутри книжного рынка отклонения небольшие.
А по тематике?
Народ стал меньше покупать литературу, в которой описывается, как стать успешным и богатым, и стал больше покупать книги типа «сделай все сам». То есть в связи с проблемами в промышленности, в экономике, на рынке труда народ стал меньше связывать свои перспективы с общим делом, бизнесом и стал больше надеяться на собственные силы. По остальным сегментам мы особых изменений не заметили.
Вы считаете, «дно» осталось позади?
Вы знаете, это вопрос очень сложный и не совсем по адресу. Сейчас по заданию мировых правительств над этим думают нобелевские лауреаты и прочие умные люди, потому что для ответа на этот вопрос, нужно понимать истинные причины кризиса, механизмы их действия, видеть сигналы на различных уровнях. Если ситуация в мире будет выправляться, то общий подъем внешнего рынка может потянуть ритейл за собой, как это было после 1998 года.
Сложно судить, что происходит на мировом рынке, так как поступающая информация очень противоречива. Что касается российского рынка, в нем действительно начались структурные изменения. Насколько они соответствуют масштабу накопившихся проблем, следствием которых и явился кризис, пока непонятно. Что и кто придаст нам импульс? Как наиболее вероятный сценарий мне видится долгосрочная стагнация на большинстве рынков с постепенным существенным изменением ландшафта на них. Местами могут быть локальные коллапсы. Задача здесь состоит в том, чтобы при перестройке структуры не возникало сильных внутренних напряжений, приводящих к серьезным потрясениям.
Не могли бы вы привести примеры, кому пришлось уйти с рынка?
Про издательства я не знаю. А насчет розничной сети – обанкротились «Букбери», сеть «Корешки». У «Топ-книги» серьезные проблемы, они практически находятся в залоге у «Сбербанка», и что с ними будет дальше, не очень понятно. Магазины «Библиосферы» переходят под наше управление.
Издательства снова набирают обороты и переходят к активной политике?
Я думаю, что издательства в целом уже пережили шок. Они, конечно, еще осторожничают и аккуратно формируют издательскую программу, но мне кажется, они уже активизировались. Первичная боязнь «а что будет завтра?» уже немного прошла, появляется надежда, что хуже не будет и ситуация стабилизируется. Большие и небольшие издательства постепенно это переживают и учатся работать по-новому.
Люди книжного бизнеса сейчас ищут работу или вернулись на прежние места?
С издательским бизнесом мы не очень плотно пересекаемся: все-таки это разная специфика – специалисты издательства и розницы. Что касается специалистов розницы, мы приняли на работу довольно много людей из «Библиосферы, «Топ-книги» и других торговых операторов, в том числе не книжных. Я думаю, что настоящие специалисты своей области без работы не останутся.
Вы не хотели бы слиться с каким-нибудь небольшим издательством?
Знаете, мы следуем принципу, что есть разные бизнесы с соответствующей спецификой: у них разный маркетинг, разный потребитель и т.д. Мешать книгоиздание и розничную продажу в одну кучу – не совсем правильно. А учитывая, что у нас среди партнеров есть издательство «Эксмо» - это еще и не интересно.
А что касается электронных книг, вы думаете, этот рынок будет расти или сойдет «на нет» из-за пиратских копий?
Этот рынок еще очень маленький. Он, конечно, показывает достаточно высокие темпы роста, но относительно нуля расти несложно. Аналогичная ситуация была с книгами на DVD. Из этого рынка ничего толком не получилось. Вся эйфория по поводу него ушла, поскольку выяснилось, что этот рынок небольшой и «неживой». Что будет с электронными книгами, сказать сложно. Если со временем появятся действительно очень удобные ридеры с удобным программным продуктом, с удобными функциями, то по ряду направлений литературы потребление может перейти в сторону электронного формата. Но это будет далеко не завтра.
Додаткові матеріали
- Александр Иванов: книжный бизнес продолжает использовать экономические рычаги, которые привели к кризису
- Марина Каменева: в регионах книжные магазины закрываются почти в каждом городе
- Георгий Лямин: мы пережили «дно» и сэкономили более 240 млн. рублей
Коментарі
Останні події
- 11.07.2025|10:28Оголошено конкурс на літературну премію імені Богдана-Ігоря Антонича “Привітання життя”
- 10.07.2025|23:18«Не народжені для війни»: у Києві презентують нову книжку Артема Чапая
- 08.07.2025|18:17Нова Facebook-група "Люблю читати українське" запрошує поціновувачів вітчизняної літератури
- 01.07.2025|21:38Артур Дронь анонсував вихід нової книги "Гемінґвей нічого не знає": збірка свідчень про війну та життя
- 01.07.2025|18:02Сергію Жадану присуджено австрійську державну премію з європейської літератури
- 01.07.2025|08:53"Дикий Захід" Павла Казаріна тепер польською: Автор дякує за "довге життя" книги, що виявилась пророчою
- 01.07.2025|08:37«Родовід» перевидає «З країни рижу та опію» Софії Яблонської
- 01.07.2025|08:14Мартин Якуб презентував у Житомирі психологічний детектив "Гріх на душу"
- 01.07.2025|06:34ТОП-10 книг ВСЛ за червень 2025 року
- 01.07.2025|06:27Українська письменниця Євгенія Кузнєцова у лонглисті престижної премії Angelus