Re: цензії

14.05.2025|Валентина Семеняк, письменниця
Міцний сплав зримої краси строф
07.05.2025|Оксана Лозова
Те, що «струною зачіпає за живе»
07.05.2025|Віктор Вербич
Збиткування над віршами: тандем поета й художниці
07.05.2025|Ігор Чорний
Життя на картку
28.04.2025|Ігор Зіньчук
Заборонене кохання
24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій
«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мови
Джерела мови російського тоталітаризму
18.04.2025|Ігор Зіньчук
Роман про бібліотеку, як джерело знань
18.04.2025|Валентина Семеняк, письменниця
За кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
12.04.2025|Андрій Содомора
І ритмів суголосся, й ран...

Літературний дайджест

29.01.2010|13:06|Openspace.ru

Возвращение Сэлинджера

Джерому Дэвиду Сэлинджеру удалось то, что мало кому удается: он прожил свою жизнь как хотел.

На ваши поцелуи, о живые,
                                                                     Я ничего не возражу — впервые.

                                                                                              М. Цветаева

Умер Сэлинджер. А все так привыкли удивляться, что он до сих пор жив.

В последние полвека он редко напоминал о себе и практически никогда не делал этого добровольно. Знаменитый отшельник выползал из своей раковины лишь затем, чтобы судиться с издателями, биографами и прочей публикой, посягающей на его частную жизнь. И он всегда побеждал. Добился изъятия пиратского издания, куда были включены его ранние рассказы. Оформил авторские права на все свои письма, обескровив таким образом уже готовую биографию (а заодно и парочку последующих). Не допускал экранизаций и постановок своих произведений.

Последний раз Сэлинджер стал «новостным поводом» совсем недавно, когда потребовал запрета на публикацию сиквела к своему знаменитому роману «Над пропастью во ржи», написанного неким шведским литератором. Он заявил, что публикация нанесет ему «непоправимый ущерб». Его требование было удовлетворено.

Сэлинджер поселился в Корнише, уединенном уголке Нью-Гемпшира, в начале пятидесятых годов; с середины шестидесятых не издал ни одного произведения. Полное собрание сочинений американского классика легко умещается под одной обложкой. «Над пропастью во ржи», девять рассказов, пять повестей о семействе Глассов. Ну, и ранние рассказы, написанные для разных журналов, изъятые из обращения самим автором. Это не мешает Сэлинджеру оставаться одним из самых знаменитых и значительных писателей двадцатого века. Судьба романа «Над пропастью во ржи» — классическая история успеха, разыгранная как по нотам: его сначала отвергли (редакторы «Нью-йоркера» не могли решить для себя, «сумасшедший этот Колфилд или нет») — потом напечатали огромными тиражами; считали вредным для молодежи — потом включили в школьную программу. Им зачитывались несколько поколений неуравновешенных подростков, его прижимал к груди убийца Джона Леннона.

Но самое большое влияние творчество Сэлинджера оказало на него самого. Он в точности выполнил жизненную программу Колфилда: «…построю себе на скопленные деньги хижину и буду там жить до конца жизни». Он взял в жены девушку, словно сошедшую со страниц рассказа «Голубой период де Домье-Смита»: «Я видел — вот она выходит мне навстречу, к высокой решетчатой ограде, робкая, прелестная девушка лет восемнадцати, еще не принявшая постриг». Он хотел назвать дочь Фиби. Но главным его героем стал Симор Гласс; дочь Сэлинджера Маргарет утверждает, что он никогда не переставал писать о семействе Глассов, что жизнь каждого из них была продумана им до мельчайших деталей, что в сейфах писателя хранятся неизданные рукописи, но он не имеет ни малейшего намерения издавать их при жизни. «Я пишу для собственного удовольствия и хочу, чтоб меня оставили в покое».

И вот теперь Сэлинджер умер. И читатели замерли в ожидании — правда ли, что он продолжал писать? Суждено ли нам прочитать нового Сэлинджера?

Мы этого пока не знаем. Но нам, безусловно, суждено прочитать письма, которые он так яростно защищал от посторонних взглядов, увидеть изощренные экранизации (а может быть, и мюзиклы), ознакомиться с многочисленными мемуарами, сиквелами, приквелами, фанфиком и всеми остальными побочными эффектами литературной славы. Сэлинджер возвращается к своим читателям — он больше не принадлежит себе.

Джерому Дэвиду Сэлинджеру удалось то, что мало кому удается: он прожил свою жизнь как хотел. Он умел постоять за себя. Он яростно защищал мир своего воображения от любых посягательств.

Сегодня этот странный и притягательный мир остался беззащитным. Можно только надеяться, что ему уже никто не сможет нанести непоправимый ущерб.

Александра Борисенко



Додаткові матеріали

Джером Сэлинджер завещал миру кипы неопубликованных рукописей
Третья жизнь Джерома Сэлинджера
Над пропастью в гранже
28.01.2010|21:42|Події
Помер Селінджер
коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

14.05.2025|19:02
12-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
14.05.2025|10:35
Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
14.05.2025|10:29
У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»
14.05.2025|10:05
Оливки у борщі, риба зі щавлем та водка на бузку: у Луцьку обговорювали і куштували їжу часів Гетьманщини
14.05.2025|09:57
«Основи» видають першу повну збірку фотографій з однойменної мистецької серії Саші Курмаза
09.05.2025|12:40
У Києві презентують поетичну збірку Сергія «Колоса» Мартинюка «Політика памʼяті»
09.05.2025|12:34
Вірші Грицька Чубая у виконанні акторів Львівського театру імені Франца Кафки
07.05.2025|11:45
Meridian Czernowitz видає першу поетичну книжку Юлії Паєвської (Тайри) – «Наживо»
07.05.2025|11:42
Місця та біографії, які руйнує Росія. У Києві презентують книжку «Контурні карти пам’яті»
07.05.2025|11:38
У Києві відбудеться презентація книги «Усе на три літери» журналіста й військовослужбовця Дмитра Крапивенка


Партнери